Рецензия на оперу «Князь Игорь» в «Новой опере».


Опера " Князь Игорь", созданная великими композиторами Бородиным, Глазуновым, Римским - Корсаковым, имеет глубоко патриотический смысл. Опера создавалась и совершенствовалась в течение более восемнадцати лет. Что же делают с классикой современные режиссеры. Взяв за основу великое творение, они пытаются вложить туда современное видение. Получается не всегда то, что задумано.

В московском театре " Новая опера " показали оперу " Князь Игорь " в постановке режиссера Юрия Александрова. Кто знаком с творчеством этого режиссера, мог заранее представить, что опера будет идти не по классическому варианту. Юрий Александров известен своим нетрадиционным подходом к классике, использование ее в угоду современному зрителю. К примеру, в его постановке " Пиковой дамы " появляется Иосиф Сталин, а в " Травиате " главная героиня занимается проституцией на дорогах.

Но это мелочи, вот в " Князе Игоре " Александров пытается унизить саму идею патриотизма русского народа. За год режиссер сделал три разные постановки этой оперы в разных городах. Для Москвы он сделал наиболее жесткий вариант, как он говорил в интервью. Что это, попытка придать политической остроты, вызвать интерес к себе, банально прославиться?

Вот русский город Путивль, серый, потертый, невзрачный. Народ - пьяницы, одетые в рванье. Князь Игорь выходит к народу тоже пьяный, еле держится на ногах. Ярославна выходит к людям простоволосая, что невозможно по русским обычаям. Все русское представляется в самом плохом виде.  В половецком лагере царит богатство и роскошь.

Кругом меха, шелк, драгоценные камни, и среди этого великолепия половцы чувствуют себя хозяевами жизни. Хан Кончак даже заставляет захмелевшего князя Игоря плясать под дудку в восточных халате и шапке. Князь выведен режиссером совсем не героем, а непонятным жалким человеком, начиная с первого своего появления на сцене. Когда в плену звучит его знаменитая ария , в которой он просит дать ему свободу, то она не вяжется со смыслом спектакля.

Зрители к творчеству режиссера относятся неоднозначно, даже настороженно. Не всем нравится такая трактовка русской истории. Не все относятся ко всему русскому так, как режиссер. Финал разворачивается на кладбище. Князь Игорь, Ярославна, так же, как их народ, одеты в лохмотья, они поют дуэт на мрачном фоне. Над ними всходит большой полумесяц, который вырастает в земной шар.

Режиссер убрал из спектакля Половецкие пляски. От них осталась только музыка. Хор поет и активно приплясывает. Но трудно совместить хоровое пение и профессиональных танцовщиков. Но, может быть, так и задумано режиссером? А вот в лагере половцев присутствуют самые разнообразные образы - от красоток Востока до борцов сумо и венецианских масок. Все это вместе создает пеструю, напористую массу, которая заполняет окружающее пространство.

В интервью режиссер Юрий Александров представлял свой спектакль как показ русского скотства, мерзости и ничтожности правителей. Но великие создатели этой оперы вкладывали совсем другой смысл в произведение.

Рецензия на оперу «Князь Игорь» в «Новой опере».
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: