Рецензия на пьесу «Мещане».

                                       

Московский Художественный театр был создан в 1898 году. Крестными отцами театра являются великие русские актеры К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. С момента своего возникновения театр претерпел несколько названий. Его историческое имя – Художественно-общедоступный театр. В 1901 году его название – Московский Художественный театр, в 1919 году – Московский Художественный академический театр, в 1932 году – МХАТ СССР им.М.Горького.

В 1987 году театр разделился на два самостоятельных театра, которые стали называться МХАТ им. М.Горького и МХАТ им. А. П. Чехова. Последний в 2004 году изменил название на МХТ им. А. П. Чехова. Настоящий анонс посвящен работе режиссера-постановщика МХТ им. А.П.Чехова К.С.Серебренникова  над постановкой пьесы А.М.Горького «Мещане». Это произведение было создано Горьким в 1901 году. Действие пьесы происходит в XIX веке в семье зажиточного ремесленника Бессеменова.

 Подробно описан быт и нравы, царящие в этой семье. Часто возникают скандалы между патриархом семьи и его детьми. Сюжет пьесы весьма сходен с  произведением И.С.Тургенева «Отцы и дети».  Впервые пьеса была поставлена на сцене МХТ 26 марта 1902 года на гастролях в Петербурге. В 2004 году пьеса была поставлена на сцене МХТ режиссером К. С. Серебренниковым.

Кирилл Семенович Серебренников родился в 1969 году в Ростове. Окончил физический факультет Ростовского государственного университета в 1992 году. Увлекался режиссерской деятельностью с периода студенчества. До 1998 года поставил более 10 спектаклей в разных российских театрах. Неоднократно сотрудничал с телевизионными компаниями. Является автором многочисленных видеоклипов, художественных и документальных фильмов. Неоднократно становился лауреатом международных конкурсов и премий.

В работе над пьесой «Мещане» талантливый самородок Серебренников явил миру свое индивидуальное видение образа Бессеменова. В его трактовке старшина малярной гильдии предстает неким двуликим Янусом: с одной стороны, это патриарх, сколотивший свое богатство своими собственными руками, с другой – это жалкий фигляр, не имеющий реального авторитета среди своих детей и близких. Такой дуализм напоминает судьбу короля Лира из одноименной трагедии Шекспира.

К каждому персонажу пьесы Серебренников подошел достаточно смело и индивидуально. Образ Нила, приемного сына Бессеменова выписан с предельной четкостью и беспощадностью. По мнению Горького, Нил – будущий революционер, любящий сражаться с металлом. В видении же Серебренникова Нил предстает малообразованным рабочим, который не в силах решительно порвать со своим мещанским прошлым.

Весьма реалистично выступает нахлебник Бессеменова  певчий Тетерев. Это независимый пропойца, объективно смотрящий на истинное положение вещей. Словом, пьеса, поставленная Серебренниковым, предстает перед искушенным зрителем удивительно ярко и в ногу с современной эпохой. По единодушному мнению театральных критиков эта постановка дореволюционной драматургии является выдающимся достижением постановщика.

Зритель смотрит пьесу на одном дыхании, единая идея держит его постоянно в своей власти. Неотвратимость ломки старых устоявшихся обычаев и страх перед ее последствиями превращают  рутинную московскую жизнь в трагедию. Без преувеличения можно сказать, что эта пьеса является почерком-визиткой настоящего мастера-виртуоза от драматургии.

Рецензия на пьесу Мещане
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: