Рецензия на «Письмовник» Шишкина. Любовный роман в письмах.
В МХТ Марина Брусникина поставила «Письмовник» Шишкина. Это уже не первое произведение автора, которое ставят на сцене (до этого была постановка по роману «Венерин волос» Евгением Каменьковичем), но в любом случае это очень не простая задача – перевести на язык театра сложную словесную музыку Шишкина, каждое слово которого несет многослойную смысловую нагрузку, заставляет думать и переживать.
Два героя, Владимир и Александра пишут друг другу письма обо всем на свете, в их письмах вся жизнь. А в это время в их судьбах происходят события. Володя ненавидит слепого отчима и едет к родному отцу, который ему не рад. Мать Саши изменяет отцу, а Саша выйдет замуж за художника, который нехорошо расстанется с женой и их ребенком, Сонечкой. Позже девочка упадет на улице, ударится головой и впадет в кому, и Саша будет сидеть у ее кровати и умолять ее умереть. Но жизнь идет, а письма все приходят и приходят.
Когда-то письмовником называли сборник образцов для написания писем, а также короткие поучительные истории. Режиссер сделала из произведения просто историю любви в письмах, бесспорно, красивую и трогательную историю о первой любви. Но суть произведения раскрыть не смогла. Вместо философских заключений за кадром звучат извечные вопросы - что такое смерть, что такое любовь, а хор детских голосов отвечает наивно и забавно, но в тоже время оставляет после себя чувство какой-то неловкости.
Но в «Письмовнике» автор хотел показать совсем не это, тем более, как выясняется, главные герои Вовка-морковка и Сашенька даже не были знакомы, и даже живут в разное время. И вообще, Володя уже давно погиб, и письма шли с того света. На самом деле речь у Шишкина в книге идет о вечности, о связи между вещами, это сборник жизненных ситуаций, простых, но таких важных, именно они составляют основу нашей жизни.
Сама Марина Брусникина преподает сценическую речь в школе-студии МХАТ, и это, похоже, наложило свой отпечаток на спектакль. Из-за чрезмерного увлечения всевозможными эффектами, вроде закадровых голосов, эха, множественного проговаривания текста, она превратила зрителей в слушателей, а из спектакля сделала вечер художественного чтения.
Яна Гладкова старательно изображает душевные страдания своей героини, но не вызывает восхищения, хотя ранее уже показала хороший актерский диапазон. Ну а Александру Голубеву и вовсе играть нечего, его роль совсем мала. Хотя Шишкин именно в его уста вкладывает главную мысль романа – бессмертие в слове, именно в нем продолжается жизнь.
|