Рецензия на постановку «Анархия». Горькие последствия панк-культуры.
В одном из театров Вест-энда пьеса Майка Пэкера прошла незаметно. Затем Оксана Алешина перевела ее на русский язык для фестиваля «Любимовка», но и там она не вызвала особого восторга. А вот в «Современнике» сделали верный выбор, и пригласили Гарика Сукачева для постановки «Дисфункционалов». Режиссер - он назвал пьесу «Анархия» - знающий закулисье рок-среды не понаслышке, плюс блестящий актерский состав – и постановка стала не унылой ностальгией по прожитому когда-то драйву, а взрывом.
Речь в пьесе идет о мифической панк-группе «Дисфункционалы», распавшейся в 70-ые. Бывший гитарист группы, которого играет Дмитрий Певцов, самый приспособившийся к жизни, собирает группу через 26 лет, чтобы заработать денег. Для этого всего лишь надо спеть на презентации в Америке старый хит «Люди из пластика», в оригинале малоцензурную песню, наделавшую шума в свое время. Вообще, мата в постановке много, кому-то он кажется органичным в этой пьесе о бывших панках, кто-то его не воспринимает и считает лишним, убивающим всю душу спектакля.
Конечно, слова в песне надо изменить, то есть изменить весь смысл. И песня станет гимном новому времени, новому миру гламура и глянца, миру, где нет места живым эмоциям, где правят бал деньги. Все бывшие участники группы, погрязшие в проблемах, нуждающиеся в этих деньгах, соглашаются. А вот их лидер – Михаил Ефремов – сопротивляется, отстаивая свои юношеские идеалы, и вызывая уважение к своему герою. На него давят, пытаясь доказать, что иногда стоит задвинуть свои идеалы куда подальше, ради близких и дорогих людей.
Вечное противостояние материального и духовного. Побеждает материальное, а духовное ломается и показательно режет себя. Он добился того, что о них вспомнили, панки снова на вершине. Но этого ли он добивался? Герой Ефремова, в конце концов, не устоял перед соблазнами и предал товарищей, начав устраивать сольную карьеру – его купили за его протест, за то, чего он старался избегать.
Грустная история о тех, кто не смог получить из своих убеждений коммерческого успеха. В пору рассвета их юношеского максимализма все, что они делали, они делали, не глядя ни на кого, не слушая никого. Они продолжают проживать времена своей славы, в то время как их сверстники, которые тоже верили, смогли изменить свою жизнь, смогли подстроиться под настоящее.
«Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас», - пел Макаревич. Это хорошо – вера и преданность идеалам. Но когда она не дает человеку идти дальше – это уже не жизнь. И однажды человек просто сломается, и откат будет страшным.
|