Рецензия на постановку «Царство отца и сына».                               

Спектакль «Царство отца и сына», в постановке режиссера Юрия Еремина, идет на сцене театра им.Моссовета. В этом спектакле органично слиты сразу две пьесы А.К.Толстого - «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Федор Иоаннович». Вообще, у Толстого это трилогия, сюда входит еще и пьеса «Царь Борис», но режиссер решил совместить две «семейные» пьесы, про отца и сына. Спектакль поделен на две части не только сюжетом, но и цветом. Первая часть, об Иоанне Грозном, тиране и деспоте, полностью раскрашена в черный цвет, включая и одежду, и мрачные декорации. Вторая часть, повествующая о «юродивом» сыне Грозного Федоре Иоанновиче — в белый. Но независимо от цветов, финал обоих этих пьес трагический. Костюмы Виктории Севрюковой и музыка Матвея Костолевского придают спектаклю особую атмосферу.

Иоанн Грозный, которого играет актер Александр Яцко, прекрасно чувствует свою роль. Злой, горбоносый, с пристальным взглядом, ломается перед боярами, юродствует, предлагая им избрать другого царя, он следит за ними, за их реакцией. И, обманув их, жестоко разделывается со своими обидчиками. Он манипулирует людьми как пешками, чувствуя свою неограниченную власть, отождествляя себя с божеством. Нежно вытирая слезы царице, он тут же объявляет, что отправляет ее в монастырь и женится на другой. В спектакле Ефремова собраны все черные стороны царя, сгущены краски, его ненавидят и боятся, а сам он живет в кровавом мире, где несчетно количество замученных и убитых людей, и где это не имеет ни смысла, ни значения. Даже в минуты собственного смертного покаяния царь не может изменить своей натуре, и «играет» так, что сам в это верит.

Второй акт пьесы абсолютно противоположен первому. Он белый не только по оформлению сцены, одежд и декораций, он светлый по духу. В отличие от своего отца, Федор Иоаннович (актер Виктор Сухоруков) добр, мягок, по-детски наивен, и даже готов отречься от престола, лишь бы подданные жили в мире и дружбе. Даже обстановка, которая показана в спектакле, это подчеркивает: домашний уют, царица, которая купает его в кадушке как ребенка. Он полная противоположность своему отцу. Под стать ему и Ирина, его жена (актриса Екатерина Гусева) — добрая, женственная, мудрая. В этой пьесе рассказана история их любви, показанная в жестах, словах, интонациях голоса.

Но и у доброго и благородного царя Федора Иоанновича есть своя мука — он мучается от своей непомерной доброты, не присущей и не удобной царям, он понимает, что не способен править государством, его гложет чувство вины. Не удивительно, что Иван Шуйский (актер Анатолий Васильев) говорит, что такого царя нужно «скинуть», ибо он — прямое оскорбление государству, и плетет против него интриги. В этих двух совершенно не похожих друг на друга персонажах, несмотря на то, что они отец и сын, виден трагизм, у каждого он свой, и, несмотря на разные характеры, понятно, что управлять государством — очень сложная и непосильная ноша. Одного характера недостаточно, на это влияет окружение, интриги, потребности. И в этом настоящая трагедия.

Рецензия на постановку «Царство отца и сына»
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: