Рецензия на постановку "Чайка" по А. П. Чехову.

Пьеса Антона Павловича Чехова "Чайка" была написана им в 1895-96 годах, в том же году опубликована в журнале "Русская мысль" и поставлена петербургским Александринским театром. В сезон, последовавший за юбилейным, "чеховским", сразу две премьеры "Чайки" были представлены на суд взыскательного зрителя. "Сатирикон" и "Табакерка" своими спектаклями вызвали у публики живой интерес и даже волнение, несмотря на некую пресыщенность от прошлогодних "объятий классика". Мнения рецензентов и критиков существенно различаются: от восторженных до негодующих. Постановки Константина Богомолова и Юрия Бутусова в чем-то даже схожи.

Возможно, тем, как режиссеры относятся к героям пьесы, как беспощадно копаются в их сущностях. Но остановимся подробней на пьесе, сыгранной актерским составом МХАТа. Показательно, что спектакль "Табакерки" был оставлен на сцене театра, носящего имя великого драматурга, театра, символом которого и является чеховская "Чайка", а занавес украшает эта белоснежная птица.Действие в новой трактовке переносится из XIX века в советские годы, а, по мнению режиссера-постановщика, такая трактовка происходящего актуальна и для событий наших дней, так что возникающее периодически интуитивное чувство переноса на наше время не случайно.

Богомолов даже где-то играет со зрителем. Зная, что ему известно, кем приходится Дорну играющая Аркадину Марина Зудина, он пытается, так сказать, дать посмотреть на игру не только с точки зрения персонажа, а и мужа. Артистам приходится вести игру с некоторой долей иронии. Как считают одни театральные критики, такая неожиданная переакцентировка внимания на Аркадину и Тригорина (Константин Хабенский) и совершенно новое прочтение многих избитых мест, делают спектакль интересным и важным событием в театральном мире. Однако существует и противоположная реакция.

Другие рецензенты считают этот спектакль весьма утомительным, "не имеющим никакой цензуры". Их приводит в некоторое замешательство и недоумение музыкальное сопровождение в виде песен Булата Окуджавы и шансона. И если предающаяся наркотическому пристрастию Нина вызывает брезгливое чувство, то остальные моменты, в частности, сцена "пьянки" и своеобразный "стриптиз" главной героини просто шокируют. Драма интерпретируется в качественно новой плоскости, с использованием ненормативной лексики... Как отмечают свидетели, было сложно досмотреть представление до конца и многие зрители, к сожалению, покинули зал.

Как бы то ни было, такая агрессивная реакция многих показывает, что спектакль задел за живое, и есть повод для обсуждений. Как подчеркнул сам Богомолов в одном из интервью, он хотел многое сказать этой постановкой, не преследуя никаких коммерческих целей и не стремясь сделать мило-"прилизанную" культурную и аккуратную постановку, которая ничем бы не выделялась из числа прочих.

Рецензия на постановку Чайка по А. П. Чехову.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: