Рецензия на постановку  "Чайка" по Чехову в театре "Сатирикон".

Критики отмечают наметившуюся тенденцию: из ряда в ряд Юрий Бутусов любую пьесу превращает, в итоге, в трагифарс. Это и его постановки "Макбета", и "Король Лир", и "Ричард III", и как апофеоз - "Иванов", поставленный на сцене МХТ: действие спектакля происходит "задом наперед" и в конце каждой сцены главный герой пускает пулю в лоб. Не стала исключением и чеховская "Чайка".

Традиционная трактовка пьесы настолько видоизменилась, что спектакль больше напоминает репетицию, в ходе которой банда комедиантов позволяет себе поиздеваться над сюжетом. В роли главаря банды - сам режиссер-постановщик Юрий Бутусов. Неожиданно, фамилия Треплева становится "говорящей" - в первом акте спектакля персонаж начинает трепать декорации, нарисованные на ватмане и рвет в клочья картину с озером, солнцем, чайками и словом "Нина". Само пространство изображено очень условно.

Следует отметить интересный подбор актеров, абсолютно не похожий на типичные постановки. То роли исполняют актеры другого возраста, то в течение некоторого времени у пары нет абсолютно никаких реплик - зритель гадает в недоумении, кто же это? Логично предположить, что Тригорин и Аркадина - ан нет! Все выясняется совершенно неожиданно - оказалось, что это Шамраев и Полина Андреевна. Образ Нины трактуется также по-новому. Эта рыжеволосая зрелая женщина создает впечатление пресытившейся особы, которой куда интереснее дразнить Трезора, чем отвечать на поцелуи Треплева.

Странная метаморфоза происходит и с собакой - вот она бегает, гавкает (исполняемая Антоном Кузнецовым) и вдруг, сходу, уже это не Трезор, а учитель Медведенко. и уже в обличье учителя он кусает Треплева. Сорин появляется на сцене, выезжая, весь в белом и под зонтиком, на белых же санях; что выглядит, учитывая, что действие происходит летом, несколько странновато.

Да и вообще, складывается впечатление, что все актеры норовят забрать себе реплики и монологи других, "чужих" персонажей. Они двоятся и троятся. Роль самого Треплева время от времени помимо основного актера (Тимофей Трибунцев) исполняет сам режиссер, будоража зрителя шумными выходками, танцами и хриплыми выкриками. Второй акт спектакля имеет 4 финальных сцены, которые оформлены в виде промелькнувших в мозгу Тригорина мыслей. В целом, сюжет постановки настолько сложно закручен, что событий хватило бы на добрых четыре спектакля.

Реакция на новую версию была довольно неоднозначной, в прессе даже мелькали такие нелестные характеристики, как "банда Треплева выпотрошила" "Чайку". Задумка Бутусова понятна - чтобы реанимировать театр, все средства хороши, включая и элементы озорства. Но намешав в кучу все существующие театральные жанры и стили и приправив сверху музыкальной эклектичностью, режиссер явно перестарался. Блюдо получилось слишком уж остро-пикантным.

Рецензия на постановку  Чайка по Чехову в театре Сатирикон.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: