Рецензия на постановку «Чайка». Спектакль о спектакле.

 

На прошлой неделе в Московском художественном театре пошла премьера пародии на известную пьесу «Чайка». В числе других актеров в ней приняли участие Константин Хабенский и Олег Табаков. Эта пьеса ставилась бесчисленное количество раз разными режиссерами. «Неужели можно увидеть что-то новое?», - думал я. Оказывается, можно. Ведь не секрет, что последнее время театральное искусство становится пошлее, проще и примитивнее, чем было еще несколько лет назад.

К сожалению, Константин Богомолов не смог отойти в сторону от этой тенденции. Одно только музыкальное сопровождение заставляет задуматься – а стоит ли смотреть пьесу до конца? В ней напихано все, что только можно: и шансон, и песни Шевчука, и культовый Борис Гребенщиков, и лирические песни. А в последнем акте, к удивлению зрителей, из динамиков звучит голос Юрия Гагарина, рассказывающего свои впечатления о космосе.

Действие начинается с появления на сцене главных героев. Дорн, которого сыграл Табаков, вывозит на инвалидной коляске Полину Андреевну (Надежда Тимохина) – у нее перелом ноги. Маша (Яна Сексте) скачет по сцене в школьной форме. Тем нелепее звучит вопрос Медведенко «А почему Вы всегда носите черное?». Это несоответствие заметит даже зритель, который впервые видит советскую школьную форму. Зато отлично поставлена сцена пьянки, в которой Яна Сексте мастерски сыграла пьяную, развязную женщину.

Впрочем, может быть и не стоит слишком строго судить актеров. Ведь для многих это было дебютом – например, Яна Осипова, сыгравшая роль Нины Заречной. Но как оправдать других актеров, игравших не персонажей, а самих себя? Что хотела передать Марина Зудина, говорящая голосом Марины Зудиной слова Аркадиной? Ничем не лучше и Хабенский, который не смог выйти из образа любимца женщин и журналистов.

Их дуэт с Зудиной – просто пародия на настоящее искусство. Конечно, можно списать кривляния на сцене и непопадания в нужную тональность на гениальную задумку режиссера. Но, вот беда, не каждый зритель способен понять тонкую душевную организацию Богомолова и оценить его задумку. Большинство людей приходят в театр, чтобы отдохнуть и посмотреть на потрясающую игру любимых актеров, и очень не любят, когда их обманывают.

Вообще, сама постановка Богомолова оставляет желать лучшего. Все происходящее на сцене запутанно и непонятно. Все знают, что режиссер любитель капустников и посиделок, но зачем же превращать классическое произведение в суматоху, неразбериху, хаос? Многие так и не поняли, на что была направлена попытка Сорина спуститься в зал и вытащить на сцене девушку довольной пышной комплекции, чтобы станцевать с ней. Дискотека тут никак не уместна.

Так в чем же подвох богомоловской «Чайки»? Да в том, что режиссер хотел показать не столько интеллигенцию как класс, сколько образ нынешних служителей театра. Другими словами, это – спектакль о спектакле. Это история о том, как сцена неумолимо поддается попсовой культуре и массовому разврату; о том, что хороших актеров становится все меньше, да и те, что остались гоняться за славой и деньгами, забывая о том, что театр не терпит пошлости и суеты.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: