Рецензия на постановку «Чайка» времен оттепели.
Режиссер Константин Богомолов в своем спектакле «Чайка» решил уйти от обычной трактовки пьесы. Это довольно модное нынче течение среди режиссеров – стараться, во что бы то ни стало сделать постановки актуальными. Богомолов привязал спектакль к временам хрущевской оттепели – начало спектакля происходит в 58-м году, а заканчивается после гагаринского полета в космос.
Константин Богомолов относится к тем режиссерам, которые раскрывают свои задумки заранее, дабы критики не ломали голову над завуалированным смыслом. Перед премьерой он давал интервью, в котором говорил о том, что его спектакль «Чайка» не о творчестве и театре, а об успехе и известности.
Литератора Тригорина исполняет известный всем Константин Хабенский, артистку Аркадину – Марина Зудина, в роли доктора Дорна именитый Олег Табаков, начинающий писатель Треплев – Павел Ворожцов, дебютантка Заречная – Яна Осипова. Каждый выход Хабенского, Зудиной, Табакова на сцену сопровождается восторженными овациями театральной публики.
Основной вопрос сюжета постановки – есть ли талант в Треплеве, или нет. От игры в этом ключе и зависит исход пьесы, ведь, по сути, основная часть спектакля скучна и посредственна – артисты пьют, едят, лениво переговариваются, в общем, отрабатывают сценарий без искры и энтузиазма. Оживление на сцене наступает лишь тогда, когда режиссер придумывает актерам какой-нибудь трюк. А их в постановке много.
К примеру, хороша и интересна вечеринка, на которой все напиваются до чертиков, и пьяная Маша, в исполнении Яны Сексте, плачется Тригорину в жилетку. Отлично обыграна сцена, в которой Аркадина пытается удержать любовника – здесь игра актеров Хабенского и Зудиной отличная. Очень хорошо получается у них сыграть настоящее влечение друг к другу, а не пустую ложную лесть.
Наилучшая сцена в спектакле та, в которой Тригорин рассказывает Нине о своей сильно преувеличенной славе, о том, что она его тяготит, и он не принимает себя как писателя. В этом монологе Хабенский настолько правдив и честен, что сразу приходит мысль о том, что это не его герой говорит эти слова, а сам актер так отзывается о себе.
Финал трагичен и понятен зрителю: после случившегося самоубийства Треплева, на сцене звучит развязная песенка, дающая понять, что как бы ни была трагична смерть, все равно жизнь продолжается и не стоит на месте, хоть она груба местами и некрасива, но по-другому никогда не было и не будет.
|