Рецензия на постановку «Фрекен Жюли» на сцене Театра Наций.
Театр Наций в очередной раз балует своих зрителей шокирующей постановкой. На этот раз, на суд российских зрителей представлена постановка известного театрального режиссера из Германии Томаса Остермайера. В нашей стране этот режиссер известен своими пьесами, но именно в «Фрекен Жюли» Остермайер впервые сотрудничает с нашими актерами. И вот что из этого получилось.
В основе спектакля лежит пьеса шведского писателя и драматурга Августа Стриндберга, только вот переписана она специально на российский лад и в соответствии с нашими социально-культурными реалиями. Доработал пьесу по просьбе немецкого режиссера отечественный драматург Михаил Дурненков.
Изменил он немного. Во-первых, место действия, и шведская усадьба девятнадцатого века превратилась в Подмосковный район, где обитают гламурные богачи наших дней. Заменил он и время действия – не купаловская ночь, а наш традиционный и всеми любимый Новый год. Все остальное осталось прежним, только подогнано под современные российские реалии.
Сцена театра задрапирована черным, что очень удачно оттеняет выстроенную на ней кухню в стиле хай-тек, современную и блестящую. Еще одна находка режиссера - экран над головами артистов, транслирующий, то приближая, то удаляясь, разные детали того, что происходит на сцене.
Отдельно стоит сказать о персонажах и актерах, воплотивших их на сцене. Роль Жюли играет блистательная Чулпан Хаматова, характер Жана успешно раскрывает Евгений Миронов, а роль кухарки Кристины исполнила Юлия Пересильд. Жюли – избалованная деньгами отца-генерала, а теперь бизнесмена, изнеженная, привыкшая получать все, что ей захочется, но недолюбленная в детстве дочь.
Ее мать изменяла отцу, мало обращая внимания на девочку, отец же считал, что достаточно окружать ее деньгами, а не любовью. Вот она и выросла с ощущением бесконечной тоски, с боязнью мужчин, с исковерканной психикой. Жан, водитель генерала, довольно образован и начитан, прошел войну в горах, знает, чего хочет.
Он не привык довольствоваться малым, он готов идти напролом к своей цели – подняться максимально вверх любыми путями. Ему не достаточно того, что он имеет сейчас, он хочет получить все и сразу. Его невеста Кристина – единственная настоящая, цельная натура. Она рада тому, что имеет, не рвется вперед, умеет ценить синицу в руках.
В центре пьесы – отношения Жюли и Жана. Отказавшись лететь с отцом на отдых, она встречает праздник с домашней прислугой. Напившись, она начинает приставать к Жану, вешаясь ему на шею. Тот решает воспользоваться ситуаций, мечтая о миллионах папаши-генерала. Лишив Жюли невинности, он доводит ее почти до потери рассудка.
Она то обвиняет его в изнасиловании, то бьется в истерике, то успокаивается. Между героями лежит сословная пропасть, преодолеть которую они не в силах. Никакого счастливого финала, только недосказанность с пистолетом у виска, а вместо выстрела – телефонный звонок. Но, вероятно, выстрел все же прозвучит.
|