Рецензия на постановку «Горбунов и Горчаков». Сновидения в психбольнице.

Психбольница как она есть, без прикрас и изысков: холодные палаты с решетками на окнах, вызвали к жизни поэму «Горбунов и Горчаков». В ней убогость существования пребывает в тугом конфликте с поэзией. Этот спектакль для зрителя, который ценит текст, и не станет ждать, что начнется развлечение, это действо с «непричесанными» реалиями  суровой действительности.

Поэма написана децимой, которая,  как и распорядок в психбольнице до сведения челюстей монотонна. Этот вынос мозга сложен для актеров, но, тем не менее, стих парит над сценой.  Автором созданы двое персонажей, которым не о чем поговорить, но, тем не менее, их диалог все длится. Бродский, главный герой, тяготеет к своим запоздалым открытиям: философии отрицания и апологии дискомфорта души.

Художники: Филипп Виноградов, Александра Дашевская,  Валентина Останькович - создали замечательные декорации: металлические гнутые спинки кроватей, унылый пейзаж за окном с решеткой дома скорби, рассаженные манекены в больничных пижамах.  В целом выбранная стилистика самая банальная, ничего лишнего.

Главные герои Горбунов (Никита Ефремов) и Горчаков (Артур Смольянинов) не просто антагонисты, они существа разной природы.  Горбунов – поэт, человек со сложным, но одновременно тонким устройством внутреннего мира. Горчаков намного проще, хотя тоже не лишен воображения. Но  этот поединок житейского бытия и поэзии как субстанции сказывается на главных героях по-разному.

Горбунов спокоен, он в мыслях убегает из больницы, а Горчаков такого дара лишен, поэтому злится, ему невыносима реальность.  Поэма «Горбунов и Горчаков» предстает доказательством того, что личность имеет дело с менее изощренной, чем сознание личности реальностью. Когда актеры переживают премьерные дни спектакля, они начинают дышать текстом, хорошо вживаются в роль, происходящее на сцене углубляется, становится искренним и почти неподдельным.

Бродский был влюблен в Венецию, и  Каменькович, помня об этом, создает в спектакле мотив Адриатики, крылатого льва, собор Сан-Марко. Последняя глава поэмы – убийство. Горчаков ногами забивает Горбунова, ворвавшиеся в палату врачи не понимают случившегося и заставляют Мицкевича подтереть лужу на полу, смертное мочеиспускание убитого. А море, которое видел во сне Горбунов, сжимается до размеров серого экрана больничного телевизора.

Вообще можно сделать вывод о том, что для постановки поэмы, которую автор считал одной из наисерьезнейших вещей, сделанных им  за всю жизнь, режиссеру следовало бы выбрать стилистику более тонкую и острую, в соответствии со способом выражения. Тем более Бродский выступал крушителем канонов реализма в литературе, как в жанре поэзии, так и прозы.

Но, опомнившись, осознаешь: для нашего времени, усеченного и скудного на таланты, уже само перенесение поэмы на сцену – подвиг. Потому, аплодисменты любому деятелю искусства, который  имеет смелость  нарушить игру на понижение, так распространенную среди сегодняшних людей театра.

Рецензия на постановку «Горбунов и Горчаков». Сновидения в психбольнице.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: