Рецензия на постановку «Господа Головлевы».  История семьи, история страны.

Семейная сага Михаила  Евграфовича  Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»  в очередной раз поставлена на сцене. На этот раз -  режиссером Кириллом  Семеновичем  Серебренниковым. Спектакль был представлен на сцене Московского Художественного Театра имени А. П. Чехова. Одна из особенностей спектакля – практически дословное следование  оригиналу. Особенно это касается первой части спектакля, где текст выверен буквально до запятых.

Тем не менее, первому действию это даже вредит, ведь зритель никак не может угадать, а в чем же задумка режиссера? Увидим ли мы что-нибудь, кроме плеяды звезд отечественного театра, мастерски заламывающих руки и выкрикивающих текст в зал? Или только на их мастерстве и держится вся эта классическая постановка? Однако второй акт, несомненно, показал, что увидим. Действительно, второе действие спектакля настолько отличается от первого, что смотрится как две разные постановки.

 Оно разнится своей жесткостью, четкостью. Оно отличается от основного вывода, сделанного Салтыковым-Щедриным в его романе. Тот считал, что Россию-матушку губят мелкие помещики, а вот режиссер Серебренников утверждает, что это скупость и лицемерие в религиозных воззрениях.  И чтобы еще больше подчеркнуть свои выводы, Серебренников, так четко следующий линии романа и авторскому тексту в первом действии спектакля, решается на кардинальные перемены в финале постановки.

Если мы обратимся к оригиналу, то вспомним, что Салтыков-Щедрин оставляет России надежду на выздоровление в лице Анниньки, прошедшей через множество испытаний, но простившей своего  умирающего  дядю. Казалось бы, иначе и быть не может, ведь всепрощение у нас, у русских людей,  в крови. Но Серебренников считает иначе  и не оставляет спасения никому. Финал трагичен, финал пессимистичен - Порфирий Владимирович Головлев, которого все зовут милым прозвищем Иудушка,  остается в одиночестве.

И бороться с ним нет ни сил, ни желания, ни возможностей. Он победил, такие как он всегда побеждают, утверждает режиссер.  Образ Иудушки прекрасно передан в спектакле Евгением Мироновым. Сначала, во время первого акта, он почти незаметен, как будто теряется среди других персонажей и бутафории. Но стоит только ему оказаться в одиночестве на сцене во время второго действия, тут уж его не удержать. Он в своей стихии.  В роли Анниньки на сцене выступает  Евгения Добровольская, и, по задумке режиссера Серебренникова, она получается совсем не такой, как в романе.

Она слаба, запугана, бессильна. Еще одна центральная фигура в спектакле – маменька Арина Петровна Головлева, которую блистательно сыграла Алла Покровская. Без сомнения, образы маменьки и Иудушки – центральные в постановке, и Евгений Миронов и Алла Покровская, безусловно, находки режиссера. В целом спектакль получился сложным, многогранным, сильным, тяжелым для восприятия, но дающим пищу для размышлений. Финал его трагичен, и, безусловно, режиссер имеет право на такую точку зрения.

Рецензия на постановку «Господа Головлевы».
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: