Рецензия на постановку «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…». Свежий взгляд на Бунина.
«Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…» - необычное название для спектакля. «Школа драматического искусства» представила на сцене Центра имени Мейерхольда новый спектакль по мотивам «Темных аллей» Ивана Бунина. Пролог спектакля – распиливание куклы пополам, под спокойным наблюдением семерых господ, одетых во фраки и котелки. Этот прием – своего рода метафора с двойным смыслом.
С одной стороны отторжение «телесного низа» характеризует заострение внимания на мысли о влиянии женской плоти на мужчин, а с другой, о том, что эта отсеченная нижняя половина лишь дополнение к духовности, никак ее не перекрывающее. Подобных изящных метафор с двояким смыслом в постановке предостаточно.
Талисманом всех спектаклей под режиссурой Дмитрия Крымова является Анна Синякина. В этой постановке она играет молоденькую блудницу, косноязычную застенчивую хохотушку в нелепом одеянии: красные перчатки, шляпа зеленого цвета с перьями. Эта роль играется на сцене в одиночестве, сопровождает актрису лишь авторский текст, отражаемый на экране.
Перед Крымовым стояла задача в первую очередь удивить зрителя, создать работу с неожиданным финалом, что бы публика при просмотре постановок на знакомые с детства классические произведения не имела представления о финале спектакля. В итоге бунинская проза превратилась в серию скетчей, снабженных ироничным постмодернистским языком. Герои – три куклы и господа потрепаны жизнью, все еще живут среди символов любовной чепухи.
Бунинские герои спародированы Крымовым в обывательских представлениях. К примеру, яркий момент – семь ловеласов, в ярких куртках и кепках – не то европейцы, не то туристы, а то и вовсе подростки – равнодушно слушают экскурсоводшу, отлично сыгранную Натальей Горчаковой, которая с упоением рассказывает им о Бунине и его прозе. Оживление среди молодых людей наступает лишь в том момент, когда экскурсоводша, увлекшись своим рассказом, высоко поднимает юбку.
Весь спектакль в целом неплохо сыгран. Кроме уже отмеченных актрис, стоит выделить еще одну – Марию Смольникову – ту самую распиленную в прологе пополам куклу. Позже она оказывается немолодой эмигранткой, которую бросил французский любовник. Рассказывая господам о своих злоключениях, она влюбляется в одного из них, благодаря чему у нее вновь вырастают ноги. Основная идея режиссера показать зрителю о том, что все мы давно превратились вот в таких персонажей – не пытающихся постигнуть суть прозы Бунина.
|