Рецензия на постановку «Князь Игорь» в «Новой опере».

В театре «Новая опера» состоялась премьерная постановка «Князь Игорь» Александра Бородина под режиссурой Юрия Александрова. На самом деле произведение Бородина принадлежит не совсем ему. Партитуру после смерти Порфирьевича переделали его друзья – Римский-Корсаков и Глазунов.

Следующие постановщики тоже добавляли в музыку свое видение. Юрий Александр тоже не стал исключением, переместив увертюру оперы в середину, исключил отрывок половецкого акта, а закончил грустным хором поселян, вместо веселого гласа народа.

Эта постановка «Князя Игоря» - одна из трех работ Бородина, которые Александров сделал за один год в разных театрах страны. В своих интервью режиссер называл московскую постановку самой жесткой и бескомпромиссной, изображающей шапкозакидательство, российское скотство, безответственность руководства и начальства перед народом.

Половецкий поход у Александрова вышел отнюдь не оборонительным, а захватническим.  Бояре отговаривали Игоря идти в бой, но он остался непреклонен под девизом любви к родине. В финале перед зрителем предстает седая замученная Ярославна  - полусумасшедшая княгиня ходит по пепелищу и встречает  там такого же Игоря. 

Как бред больного сознания звучит ее песня о грядущем счастье – обняв князя, Ярославна умирает. Сцена выдержана в красных тонах – как знамение кровавых событий.  Костюмы актеров, исполненные Вячеславом Окуневым, просты  – серость  одежд простонародья, темные хламиды покойных поселян, одетых нарочито по-царски, щеголявших при жизни в награбленном золоте и украшениях.

Главное режиссерская особенность постановки «Князя Игоря» - это отсутствие в постановке Половецких плясок. В принципе и не скажешь, что танцев вообще нет, они есть, но условно. Точнее, поет и пляшет одновременно хор, что выглядит несколько странно, ведь хору достаточно тяжело сохранять заданную вокальную частоту.  Остается только сделать вывод о том, что Александров исключил традиционные танцы,  дабы не перебивать ими раскрытие основной идеи постановки.

Партия Ярославны в исполнении Елены Поповской получается с трудом, ведь актрисе приходится нелегко с практически колоратурными верхами. Зал «Новой оперы» не в силах покрыть тенор Алексея Татаринцева в партии Владимира Ярославовича. Однако все минусы отступают на второй план, когда Сергей Артамонов красивым вокалом  исполняет главную партию Игоря.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: