|
||||||||||||||
Рецензия на постановку «Маяковский идет за сахаром». Любителям сладкой жизни. Постановка «Маяковский идет за сахаром» - первое, ориентированное на мыслящего зрителя, творение в рамках художественной программы «Новый Маяковский», созданное Миндаугасом Карбаускисом - художественным руководителем Театра. Сахар в названии постановки – своего рода метафора, некая благополучная сладкая жизнь. Драматургом Сашей Денисовой пьеса дорабатывалась по ходу постановки, которую осуществлял режиссер Алексей Кузмин-Тарасов. Сценарий соткан из драматичных сцен, рассказывающих о жизни Маяковского, в нем содержатся оригинальные документальные монологи тех людей, с которыми была связана жизнь поэта: Лилии Брик, Виктора Шкловского, иных персонажей. Маяковский силами режиссера и драматурга выставлен задиристым и неуверенным в себе парнем, а участники спектакля искренне и старательно объясняют становление и падение значительного человека с детской душой. Актеры в своем старании похожи на гимназистов, которые в свободное от занятий и митингов время собираются в драмкружке. Они легко перескакивают с одной роли на другую роль. Это превращение образов, происходящее с милой непосредственностью, вовлекает зрителя в процесс угадывания по деталям одежды, в кого превратится сейчас актриса Волкова или артист Быстров. Так простодушен был домашний театр в развлечении наших предков в дачных усадьбах и особняках. Авторы не пожалели ни гротескных жирных линий, ни язвительных красок: знакомые и друзья Маяковского показаны в основном в таком неприглядном виде, что становится странным, как же он вращался в таком окружении? Осип Брик – типичный образец полусумасшедшего «профессора», думающего и говорящего исключительно о материальной составляющей своей книгоиздательской деятельности, так же странны Хлебников и Шкловский. Начало спектакля построено в манере домашнего сладкого праздника – торопливая суета вокруг стола, чтение стихов, шумные диспуты о роли искусства, колокольчики Хлебникова, желтая кофта Маяковского, шампанское и нитка жемчуга. Когда наступит превращение нитки жемчуга в цепь предательств, а вместо сахарной сладости будет витать мерзкий запах смерти, ведает лишь один персонаж этого вертепа - величественная дама в меховой накидке и белом платье, которая мысленно перебирает картинки прошлого, и фигурки, которые на сцене словно повинуются ее воображению. Брик в исполнении Галины Анисимовой – умная, эгоистичная, красивая и безжалостная женщина со смеющимися глазами, для которой сердце человека - своего рода мячик для игры. Так случилось, что дамы в жизни Маяковского – циничные, холодные красавицы: Лиля Брик, Нора Полонская, Татьяна Яковлева. Постановка Алексея Кузмина-Тарасова в тандеме с Сашей Денисовой получилась трогательной и уязвимой, как сам Маяковский. И если авторы и участники этого спектакля не будут стесняться своей незащищенности – их творение задышит свободно и легко. |
||||||||||||||
|