Рецензия на постановку «Маленькие трагедии Пушкина». Вакханалия в «Сатириконе».

Виктор Рыжаков режиссер-постановщик таких замечательных пьес как «Пять вечеров», «Кислород», «Июль», «Бытие №2». Однако постановка в «Сатириконе» - это совсем другой вид театрального искусства, несравнимый по масштабу и значению с другими работами Рыжкова. Главный прием режиссера кроется в подачи прозы ритмичным чтением, за счет которого создается  впечатление чтения стихов. И всякий раз Рыжаков находил для них четкую форму и характер рисунка.

Но отчего-то рядом с подлинной большой поэзией режиссер как-то растерялся.  Столкнувшись с многообразием интерпретаций, которые дарит классическая литература, он как будто не смог выбрать одну, и думается, переборщил с аранжировками. Весь спектакль поставлен как концерт для соло с оркестром. У Константина Райкина в постановке несколько ролей: скупой рыцарь, священник, Моцарт и жид – ростовщик, остальной текст распределен между другими актерами.

Наиболее удачная часть спектакля это «Моцарт и Сальери». Весьма неожиданно распределены роли: праздного гуляку Моцарта играет Райкин, а умудренного жизнью Сальери, его ученик молодой Один Ланд Байрон.  Данное режиссерское видение переворачивает миф о косности и рутинерстве, которые не дают развиваться молодому искусству. Получается, что на смену театральным гениям приходят шоумены, временами бездарные. Такую трактовку можно принять или не принять, но она хотя бы присутствует, чего нельзя сказать об остальных маленьких трагедиях.

Маленькие трагедии поделены на фрагменты,  перемешаны и сдобрены музыкальными сопровождениями. Назвать полученный в результате винегрет «исследованием пушкинского произведения» не поворачивается язык. Поэтому когда в финальной сцене «Пира во время чумы» выходит монах в исполнении Райкина, и отчитывает праздную молодежь, создается впечатление, что укоризна относится больше артистам, вытворяющим невесть что.

Спектакль напоминает «Чайку» Юрия Бутусова. Там тоже было немыслимое нагромождение сценических трюков и приемов. Но, по крайней мере,  постановка была живой, высказывания откровенными  и логичными, чего не скажешь о работе Рыжакова, его постановка выглядит чересчур сложно и напоминает безжизненную конструкцию.

Спектакль украшен хорошими декорациями, но они плохо вяжутся с происходящим на сцене. Спроецированный видеоряд, для работы которого была специально закуплена дорогая аппаратура, никак не взаимодействует с общей постановкой, а скорее мешает зрителю сосредоточиться на игре актеров.

Рецензия на постановку «Маленькие трагедии Пушкина». Вакханалия в «Сатириконе».
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: