Рецензия на постановку "Мастер и Маргарита". Как смутили венгерского режиссера.

 

На прошлой неделе прошла громкая премьера спектакля "Мастер и Маргарита" в Московском Художественном Театре имени Чехова. Московский художественный театр имени А.П. Чехова открыл этой премьерой новый театральный сезон. Венгерский режиссер Янош Сас предложил свое нехитрое видение нетленного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», продолжающего будоражить умы вот уже многих поколений.

 Спектакль вызвал бурю эмоций как среди почитателей творчества Булгакова, так и среди театральных критиков (Роман Должанский не увидел в новом спектакле никакой самостоятельной интерпретации). Давайте вместе «окунемся» в сие действо и рассмотрим детально постановку венгерского режиссера.

Ключевую роль Воланда играет известный актер Дмитрий Назаров, знакомый нам по телевизионной передаче «Кулинарный поединок». Конечно, актер очень старался, но он существенно переигрывает всем известным киноверсиям романа. Сложно воспринимается речь Мастера - Анатолий Белый имеет блестящий опыт игры (Шервинский в опять же булгаковской «Белой гвардии», постановке Сергея Женовача) - здесь имеет место невнятное бурчание и рык. Актер явно переигрывает, вдумчивый драматизм как таковой отсутствует.

Еще более непонятна игра Натальи Швец, которая исполнила роль Маргариты. Мы хотим видеть не просто красивую картинку, а эмоции, переживания, страх и безумную любовь к Мастеру. Декорации и сценография заслуживают пристального внимания. Художник постановки Николай Симонов попытался воссоздать московский метрополитен, со всеми присущими ему декорациями. Мы видим перспективные бетонные арки, рельсы и платформы.

В итоге получилось нечто вроде подземелья, бункера, холодного и сумрачного, что должно усилить ощущение безысходности и полного падения Москвы. Действие спектакля разворачивается в клинике Стравинского. Спектакль начинается с разговора между Мастером и поэтом Иваном Бездомным. Мы же привыкли к известной завязке романа, где Аннушка проливает масло на трамвайные рельсы.

 Невольно возникает вопрос: как Аннушка у Саса могла пролить масло на рельсы подземки, а бедный Берлиоз спустился зачем-то, а потом взял – да и поскользнулся? Бесконечные противоречия перечислять которые можно бесконечно долго. Режиссер спектакля в попытке воссоздать булгаковскую задумку явно увлекся, ушел в сторону экспериментального театра.  Наставления москвичам Воланда проиллюстрированы кадрами кинохроник, где можно выхватить пальбу Белого дома в 93-м, что относительно неплохо для дипломных работ выпускников, но никак не для постановки такого громкого произведения, как «Мастер и Маргарита».

В спектакле актеры мечутся по зрительному залу, кричат с балконов – это создает впечатление суетливости и излишней броскости. Янош Сас старался максимально осовременить Булгакова. Но нужно ли это зрителю? Ведь «Мастер и Маргарита» - это золотая классика литературы, ее невозможно улучшить, но испортить – легко.

Рецензия на постановку Мастер и Маргарита. Как смутили венгерского режиссера.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: