Рецензия на постановку «Мастера и Маргариту». Не читайте Булгакова!

Есть литературные произведения, которые так и просятся на сцену театра. А есть романы, которые, как ни старайся, в бумажном варианте – шедевр, а в сценическом – натужное действие. Ну, вот сколько раз уже ставили «Мастера и Маргариту»? Не сосчитать. Одни только фамилии режиссеров могут ввести заядлого театрала в трепет: Юрий Любимов, Франк Касторф, Роман Виктюк, Кристиан Люпа, Оскарас Коршуновас. Теперь вот и Янош Сас, венгерский кинорежиссер, отметился с Булгаковым на сцене МХТ им. Чехова.

Все это конечно понятно – произведение раскрученное, давно уже перешедшее в разряд «известное название, на которое пойдут», и актерами труппа Московского Художественного театра не обижена. Все предпосылки для того, что бы сделать отменный коктейль из любовной фантасмагории и квартирного вопроса, но опять получился обезжиренный йогурт со вкусом экзотических фруктов.

Почему обезжиренный? Потому что булгаковские диалоги и размышления на тему Иешуа в книге читать одно удовольствие, а слушать их в достоверном воспроизведении трудно и местами утомительно. А что экзотического? А нет коммуналок старой Москвы, в которых, собственно и происходит весь роман «ММ»! Вместо них наше московское метро, с рельсами, проводами на стенах, туннель, в котором вспыхивают огни приближающегося поезда, эскалаторы и большая красная «М» над сценой.

Интересно, а в Питере она бы была синей или тоже красной?  К экзотическим вкусовым добавкам можно добавить ай-фон Воланда и видеотрансляцию действия на большие экраны. Самое интересное - это возникающее ощущение, что навязанная современность спектакля не нравится и актерам. Но любовь к профессии берет верх, и играют хорошо, хоть и не в полную силу.

К слову, состав «Мастера и Маргариты» великолепен: Анатолий Белый (Мастер), Дмитрий Назаров (Воланд), Наталья Швец (Маргарита), Николай, Чиндяйкин (Понтий Пилат), Игорь Хрипунов (Иешуа), Игорь Золотовицкий (Берлиоз), Виктор Хориняк (Иван Бездомный), Павел Ващилин (Степан Лиходеев), Михаил Трухин (Коровьев), Игнатий Акрачков (Азазелло), Федор Лавров (Бегемот), Мария Зорина (Гелла). Есть где зрительскому глазу разгуляться! А что касается спектакля… Так Янош Сас сразу предупредил в одном из интервью: «Я ставил спектакль для тех, кто никогда не читал «Мастера и Маргариту»». Ну что ж, наверное, такие есть. А мы пойдем и еще раз перечитаем, правда?

Рецензия на постановку «Мастера и Маргариту». Не читайте Булгакова!
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: