Рецензия на постановку «Месяц в деревне».
В Театре имени Маяковского под режиссурой Александра Огарева, ученика Анатолия Васильева состоялась премьера пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Это произведение довольно известно публике, хотя и не заезжено как «Чайка» или «Три сестры». Режиссером Александром Огаревым намеренно использован такой ход как уход от исторической конкретики и реалистического антуража. Это пьеса о мечтах и страданиях персонажей тургеневского произведения. В постановке намеренно все словно не по правде, как из сказки или романа.
Но чувства реальны и представляют собой сокрушительную силу в своем действии. В итоге историю движет не провинциальная скука, а стечение обстоятельств. Роль Натальи Петровны играет Евгения Симонова, Беляева – Юрий Колокольников. Есть один любопытный момент. Евгения Симонова некоторое время назад отказалась от роли Агафьи Тихоновны в «Женитьбе» Гоголя, дескать, вышла из возраста, и передала эту роль по наследству своей дочери, Зое Кайдановской. А в пьесе «Месяц в деревне» Симонова играет 29-летнюю Наталью Петровну. Какие-то актерские двойные стандарты.
В начале спектакля Наталья Петровна подобно циркачке парит в воздухе. Спустя мгновение она уже вылезает из стоящего на сцене огромного чемодана, причем не одна, а с Ракитиным. Шпигельский появляется на сцене эффектно – на самокате, а муж Натальи Петровны еще эффектнее – на мопеде, хотя во времена, когда была написана пьеса – в 1850 году мопедов еще в помине не было. А у Огарева он есть. Дарья Хорошилова играет роль служанки, да не простой, а русалки. Тоже весьма нескучно. Большинцов в исполнении Игоря Марычева сыгран блестяще – нелепый сосед, который сватается к Верочке (Полине Лазаревой).
Но постановщику, видимо, мало игры, для пущей нелепости к образу добавлены котелок с шортами и носки на штрипках, которые совершенно лишние. Отмахнуться от премьерной постановки «Месяца в деревне» не дает игра Симоновой, замечательная, уникальная, подробная. А еще Полины Лазаревой – Верочки, которая очень отлично играет взросление своей героини, когда она еще совсем ребенок, и после превращения в соперницу. Замечательная перемена взглядов, интонаций.
Превращение Натальи Петровны в старушку тоже хорошо сыгранное и отточенное. На фоне этой блестящей игры актрис совсем не к месту выглядят кривляния Колокольникова, и не совсем понятна позиция режиссера по отношению к его роли.
|