Рецензия на постановку Международной Чеховской лаборатории "Дядя Ваня".

Пьеса Антона Павловича Чехова имеет подзаголовок "Сцены из деревенской жизни в четырех действиях". История создания "Дяди Вани" очень запутанная. Изначально Чехов трудился над созданием пьесы комедийного жанра "Леший", которую он закончил в 1889 году и год спустя опубликовал. В том же 1889 году "Леший" был перенесен на сцену московского театра имени М. М. Абрамовой. Однако после работы над "Чайкой", драматург вернулся к этой пьесе, доработал ее, переписал сценарий и... получился новый вариант, который нам уже знаком под названием "Дядя Ваня". Окончательно пьеса была  завершена в 1896 году.

Своеобразие чеховских пьес замечали еще его современники, во время первых же постановок. Театральная критика пыталась даже обвинять Чехова в неумении выстроить драматургию сюжета, в "разбросанности композиции", в излишнем описании быта и вообще, всецелом нарушении законов сценического действа. Одним словом, требовали пафоса в диалогах и эффектности. На что в ответ сам Антон Павлович комментировал, что "в жизни не говорят каждую минуту умные вещи, и не стреляются. Обычно много трапезничают и говорят глупости". Поэтому для него немыслимо было перенесение какого-либо действа без всех этих подробностей, но не потому, что ему этого хотелось как автору, а из-за того, что все так и происходит на самом деле.

Одним словом, Чехов стремился к естественности. Существует множество постановок спектакля "Дядя Ваня": отечественные (в дореволюционной России, в советский период и в наши дни) и зарубежные, а также есть с десяток экранизаций, включая иностранные. И вот 2010-й, или как его еще называют, "год Чехова", ознаменовался еще одной постановкой. "Дядя Ваня" был представлен в рамках гастрольных мероприятий Международной Чеховской лабораторией, театром, занимающимся постановками пьес А. П. Чехова. Показы "лаборатории" всегда происходили на благотворительной основе, посетить представления абсолютно бесплатно могли все желающие.

Учитывая, что финансовая поддержка у театра отсутствует, это в некотором роде также соответствует чеховскому духу. Ранее лабораторией уже проводилась постановка данной пьесы в своем подвальном помещении под громким названием "Театральный особнячок". В этот же раз постановка была сделана специально для Овального зала ВГБИЛ. И в том, и другом случае, зрителя отделяет от "сцены" всего каких-то один-два метра; такая камерность позволяет почувствовать себя практически участником событий. Великолепную игру актеров прекрасно дополняет музыка композитора Григория Гоберника. Негромкая, но подчеркивающая эмоциональность особо драматичных моментов, она составляет с действием единое целое.

Виктор Гульченко, руководитель театра и режиссер данной постановки "Дяди Вани", очень аскетично подходит к концепции "сопутствующих" моментов, таких как костюмы и декорации, оставляя основное пространство для актерского мастерства. Однако он умело применяет точечные, лаконично расставленные акценты - очень уместны, например, цветы в вазе, бывшие свежими в начале сюжета, и замененные высохшими позже. В результате, подобная наполненность создаваемых спектаклей привлекает в театр Гульченко новых почитателей.

Рецензия на постановку Международной Чеховской лаборатории Дядя Ваня.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: