Рецензия на постановку «На дне» Льва Эренбурга.

Благодаря проекту «Маска плюс» снова в Москву приезжает петербуржская постановка Льва Эренбурга «На дне». Этот спектакль стал номинантом в «Золотой маске» 2006 года, однако тогда не получил награды. Но Эренбург не сдается, и снова представляет пьесу на суд зрителей.  Действие спектакля разворачивается на очень узком пространстве, не больше 1/3 сцены ЦИМа. Пошарпанные деревянные доски, которые связаны будто плот: на них пытаются выжить жители горьковской ночлежки.

Но режиссер совсем не оставил ничего от текста Горького, весь сценарий  перемешан, запутан, покромсан на отдельные фразы, иногда даже не связанные по смыслу. Три часа шума и криков, совсем не похожих на произведение классика. Начало спектакля «многообещающее»: грязные люди крепко спят на деревянных досках, в это время Клещ (его играет Юрий Евдокимов) в тазу моет обнаженную Анну (актриса Хельга Филиппова). После пробуждения людей начинается что-то невообразимое: все кричат, вопят, бесконечно повторяют ничего не значащие фразы, искаженные лица, льется кровь – под веселую итальянскую мелодию Каварадосси «E lucevan le stelle».

Зрители видят  голую женщину, три мужские задницы: герои вместе с Бароном мастурбируют, при этом стоят спиной к залу. Тут же постоянно туда-сюда ходит Сатин (его играет Артур Харитоненко) и бьет по доскам сапогом: возникает такое ощущение, будто гвозди вколачивают в головы зрителей. По моему мнению, в спектакле нет главного героя. Хотя в программе он, конечно, значится: артист Вадим Сквирский, но хаосе и в ругающейся массе людей он затерялся. На первом плане представлены совсем иные персонажи: проститутка Анастасия, которую сыграла актриса Светлана Обидина, Барон, характер которого раскрыл актер Даниил Шигапов, объединяет которых всего одна пара сапог на них двоих, Васька Пепел (Сергей Уманов) вызывающий отвращение: пьяное, безвольное, опустившееся существо и другие персонажи.

 Все герои спектакля вызывают негативное отношение к ним, за исключением только лишь Наташи.  В программе было указано, что спектакль «На дне» – это пьеса об огромной любви, ее сила в принципе «бьет - значит любит». Но любви там совсем нет. Грубостью и безбожьем пропитана вся пьеса. Создатель спектакля вместе с актерами пытались показать спектакль-шок. Здесь двусмысленные фразы, обнаженные тела, натурализм практически в каждой сцене. Остается только пожалеть Горького.

Рецензия на постановку «На дне» Льва Эренбурга.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: