Рецензия на постановку «Пер Гюнт» в «Ленкоме».

В московском театре «Ленком» состоялась премьерная постановка по мотивам поэмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт».  Пьеса весьма редкий гость на российской сцене, чем и привлекательна для зрителей. В центре сцены – большой черный квадрат с окошком посредине – работа художника Алексея Кондратьева.

Впоследствии оказывается, что квадрат – это хитро придуманный трансформер, который раскладывается и открывается, превращаясь в деревенский дом, шатер, или тюрьму, а также вращается вокруг своей оси, уезжает вглубь сцены под сопровождение звуковых и световых эффектов. Окошко в центре – тоже не с секретом. По ходу сюжета оказывается, что вовсе это не окно,  а большая пуговица, в которую Пуговичник и подбивает переплавить душу главного героя спектакля.

Скорее всего,  по задумке авторов спектакля  сценический механизм  - не просто интересные и необычные декорации, а аналогия со сложностью жизненных законов, ее закономерного течения как некоего непознанного до конца механизма, в котором человек ищет свое место нужной шестеренки.

«Пер Гюнт» - история фольклорного жанра с философской тематикой о деревенском простом парне, харизматичном бунтаре, бросающем вызов самой жизни в надежде обрести смысл своей собственной персоны. Марк Захаров, делая спектакли для немалого количества зрителей, больше намекает на скрытый непростой смысл пьесы, для него важнее создать действо, интересное публике, с развлечениями и диковинками.

К примеру, первый акт больше напоминает концерт, над которым хорошо потрудился хореограф Олег Глушков – персонажи пляшут, эпизоды стремительно сменяют друг друга, все переливается, крутится, актерская игра, кажется, теряется в этом сплошном танце, реплики больше выкрикиваются, нежели проигрываются. Главного актера в исполнении Антона Шагина  толком рассмотреть удается лишь во втором акте.

Авторский текст Марк Захаров серьезно переработал, в спектакле от него не осталось и половины. У Ибсена Пуговичник появляется лишь в конце пьесы, когда Пера Гюнта ждет встреча с Сольвейг.   У  Захарова же Пуговичник, сыгранный Сергеем Степанченко, становится для Пера Гюнта спутником, его судьей и искусителем. Эти два героя – Гюнт и Пуговичник хорошо смотрятся вместе, оттеняя друг друга.  В финале постановке зрителей приятно удивил режиссерский ход – встречаясь через десятилетия после разлуки Пер Гюнт и Сольвейг остаются по-прежнему молодыми.

Рецензия на постановку «Пер Гюнт» в «Ленкоме».
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: