Рецензия на постановку «Похождение». «Мертвые души» в видении Миндаугаса  Карбаускиса.

Спектакль режиссера Миндаугаса  Карбаускиса «Похождение» по поэме Гоголя «Мертвые души»  поставили на сцена Тетра – студии п/р Олега Табакова, но впоследствии был перенесен на большую сцену МХТ имени Чехова. Сценография спектакля, придуманная Сергеем Бархиным,  незамысловата: обшарпанная стена с дверью посередине, справа афиша спектакля. По авансцене проложена «дорога» с настоящей грязью, по которой актеры будут ходить, с трудом передвигая ноги. На самой сцене изображены унылые полупустые комнаты помещиков, освещенные тусклым светом.

Спектакль начинается с проводов родителями маленького Чичикова в школу по той самой грязи. Через мгновение перед зрителями предстает уже повзрослевший Павел Чичиков в исполнении Сергея Безрукова, ничтожный человек, подхалим, обманщик. Завязывается основная сюжетная линия, Чичиков идет на аферу, изобретая план продажи мертвых крестьянских душ. Яркий момент спектакля – когда Чичиков зачерпывает  руками грязь, эта режиссерская  метафора говорит о том, что руки-то он отмоет, а вот задуманное дело оставит на  его совести несмываемое грязное пятно.

Главный герой в видении Карбаускиса законченный тип. Актер Сергей Безруков играет эту роль отлично, соединяя в себе все грани чичиковской натуры – подхалимство, мнимая мягкость, наглость, расчетливость, изворотливость, авантюризм, равнодушие, наивность, суетливость. Играет,  как живет – взгляд, голос, реплики  превосходны  в его исполнении. И настолько его Чичиков убедителен, что невольно ловишь себя на мысли о том, что таких людей в реальной жизни на самом деле много, они среди нас, такие же никчемные человечишки как Чичиков. 

Сюжет спектакля развивается по поэме Гоголя, те же Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, и окручивающий их проходимец – Чичиков. Спектакль набирает обороты, и вот перед зрителем финальная мизансцена, важная в смысловом контексте – маленький Павлик Чичиков проходит мимо спящих героев, пьет остывший чай и засыпает, удобно устроившись на родительских руках. Будто и не было всей этой истории с покупками – продажами мертвых душ, как будто все это лишь привиделось зрителю, как одна из возможных судеб маленького человечка в будущем. Этот умиротворенный финал будто отменяет все злоключения взрослого Чичикова, превращая их в некий мираж.

Спектакль под режиссурой Карбаускиса, полон сюрреалистических подтекстов и богат художественной палитрой. В своей работе режиссер показал себя настоящим мастером, изобретательным, глубоким. В спектакле любая, кажущаяся мелочью деталь, будь то вздох, складка костюма, шорох или пауза, на самом деле является продуманной и выверенной частью общего замысла. И хотя сюжет публике знаком еще со школьной скамьи, смотреть спектакль интересно, тем более что актерский состав – звездный. Довольный жизнью скупердяй Плюшкин в исполнении Олега Табакова, хитрый Собакевич – Борис Плотников, Манилов – Андрей Усольцев, глуповатая Коробочка – Ольга Блок-Мимирская, Ноздрев – Дмитрий Куличков.

Рецензия на постановку «Похождение».
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: