Рецензия на постановку «Приход тела» Марата Гацалова. 

Сразу стоит отметить, что изначально пьеса «Приход тела»  была написана  в гораздо более резкой и пронзительной форме, чем получившаяся в итоге постановка Марата Гацалова.  Премьера спектакля не так давно прошла в «Центре драматургии и режиссуры». Авторы – братья Пресняковы, создали столь сильное по настроению произведение, что поставить его на сцене решились только спустя 12 лет после написания. История кажется гротескной, но вместе с тем жуткой и пугающе актуальной. Отец зверски убивает свою дочь и оскверняет ее тело; причем роль девочки большую часть постановки играет белая шарнирная кукла. 

Все действо словно упаковано в защитную оболочку – на сцене режиссер (Валерия Гай Германика) всего лишь снимает фильм. И в дальнейшем большую часть повествования на сцене доминирует персонаж режиссера, в котором без труда можно узнать самих авторов произведения. Сьемки и сцены следуют одна за другой в причудливой мозаике. В перерывах между дублями снуют костюмеры и гримеры, меняются декорации.  Именно эта «ненатуральность», постоянное чувство, что все это выдумка и спасает поначалу зрителя. Жуткие сцены убийства представляются лишь дублями готовящегося фильма.

В первой сцене – обычная квартира родителей Настеньки; заурядный быт, давно приевшийся и переставший вообще вызывать какие-либо эмоции. Реплики режиссера разбавляют рабочую обстановку; «Так, спасибо. Дальше», - и декорации мгновенно преображаются прямо на глазах зрителя. Колкие реплики Германики во время съемки вызывают то смех, то сочувствие. Настолько резкие перепады настроения -  не что иное, как одна из характерных черт «Новой драмы». Зал постоянно держится в напряжении, словно в ожидании чего-то, что должно вот-вот произойти. Такое раскачивание на эмоциональных качелях никого не оставляет равнодушным.

Сам сюжет пьесы преобразован настолько нестандартно, что сквозь привычную суету съемочной площадки, даже некую пародийность всего происходящего проглядывает страшная, злая правда нашей современной жизни. Отец сажает мертвую девочку на кровать, словно та еще жива. Следом за ним – некрофил-участковый. Люди, погрязшие в равнодушии и жестокости – автор словно кричит слушателям  – мол, посмотрите на себя, на свою жизнь! Лишь в последних сценах доминирующий ранее образ съемочной площадки отходит на второй план. И сразу же исчезает барьер, отгораживающий зрителей от бури эмоций, созданной Пресняковыми.

Мгновенный переход от смешного и обыденного – до пугающе правдивого. Два ангела спорят между собой за душу девочки – темный и светлый, каждый хочет забрать ее с собой. На сцену выходит настоящая, живая девочка – дочь самого режиссера – Мирна.  Сильные эмоциональные акценты, неожиданная подача и емкость сюжета – вот те слова, которыми можно охарактеризовать совместное произведение Пресняковых и Гацалова.  И, хотя многие идеи уже не новы – несовершенство окружающего мира, и наши собственные пороки не раз осуждались режиссерами и драматургами – подача поистине впечатляет. Спектакль  интересный и поневоле заставляющий думать. Хотя думать, конечно, приходится большей частью о «горькой правде». Но, тем не менее, этот достойный проект будет интересен всем любителям подобного жанра.

Рецензия на постановку «Приход тела» Марата Гацалова.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: