Рецензия на постановку Р. Кастелуччи, "Проект J. О концепции Лика Сына Божьего".

Несмотря на рекомендации Минкульта Италии, Ромео Кастеллуччи все-таки привез в Москву первую часть постановки, а вторая, под названием "Черная вуаль священника" готовилась к осеннему показу. Театральный деятель является одновременно и постановщиком, и автором идеи произведения, мировая премьера которого произошла в Эссене в 2010 году.

Сюжет постановки развивается в некой семье: показан один типичный вечер, из сотен подобных. Вместо декораций фоном выступает огромный портрет Христа, выполненный Антонелло да Массиной. Увеличенная репродукция бесстрастно взирает на разворачивающиеся перед ней события. А событий не так и много - престарелый отец страдает недержанием фекалий, а сын ухаживает за ним и моет.

Раз за разом отец пачкается, ему очень стыдно и он начинает плакать. В результате он выворачивает на себя наполненный горшок. Обнаружив отца полностью выпачканным, сын в бессилии опускается на колени и тоже начинает плакать. Финалом выступает появление надписи "You are (not) my shepherd", что переводится как "Ты (не) мой пастырь", проступающей сквозь лик.

Некоторые критики считают, что все действие, происходящее около часа, вполне можно было сконцентрировать в пяти минутах сценического времени. Однако вызванная спектаклем реакция сложно поддается классификации в рамках простого "нравится" - "не нравится". Каждый зритель вынес из этой эксцентричной постановки свои выводы: кого-то, кто сталкивался с подобным, она вынуждает задуматься о необходимости легализации эвтаназии, кому-то просто брезгливо или смешно, а весь спектакль ассоциируется с некой глупостью в духе черного юмора.

Быть может, кто-то углядит прямые ассоциации с символами веры, и для них гадящий Отец, добрый Сын и беспомощно-скорбный Святой Дух выглядят весьма кощунственно. А кто-то, наоборот, обрадуется, что у нас и нет таких актеров, кто согласится обнажиться и измазаться дерьмом, пусть и искусственным. Однако можно сказать уже сейчас, что данная постановка является самой радикальной на Чеховском фестивале, где она была представлена.

Примечательно, что автор постановки - провокатор Ромео Кастеллуччи -подливал масла в огонь своими комментариями о спектакле и возможностях трактования, и еще больше разжигал любопытство публики, всячески намекая, дескать, новая часть проекта, которая является в некоторой степени логическим продолжением (не по сюжету, а по идее) и которая еще только готовится к постановке, очень сильно скорректирует представления о первой части, предоставив взгляд под другим ракурсом.

Рецензия на постановку Р. Кастелуччи, Проект J. О концепции Лика Сына Божьего.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: