Рецензия на постановку "Развалины".

 

 В Московском Центре драматургии идет премьера молодого режиссера Кирилла Вытоптова - спектакль "Развалины" по пьесе Юрия Клавдиева. Об этой пьесе много говорили. Ее ждали в обществе, но до сего момента никто не решался ее ставить. Центр Драматургии взялся за постановку, благодаря необыкновенно удачной читке, проведенной Кириллом Вытоптовым. Тема пьесы: каннибализм во время блокады в Ленинграде.

 Развалины в спектакле – это не разрушенные остатки зданий, это фамилия, это мать и трое детей, волей судеб оказавшиеся в блокадном Ленинграде. И, спасая детей, мать, не имеющая прописки, кормит детей человечиной. Антитезой Развалиным в спектакле выступает интеллигент Ниверин. Две семьи дружат, но признание главной героини разрушает отношения. Ниверин не принимает чудовищного попирания нравственных норм.

Происходит столкновение крестьянского практицизма и теоретического гуманизма. Но в ужасе и унизительности ситуации, в которой оказались герои пьесы, равно отвратительны, как безнравственность, так и ее антитеза, как оценка.  Кирилл Вытоптов почувствовал непредвзятую позицию автора пьесы, позволившую не только поднять страшную тему, но и без ужаса взглянуть на героиню, может быть, если не духовно, то хотя бы душевно, если не оправдать, то простить ее…

Молодой режиссер почувствовал удачную пьесу, написанную очень качественно. И если бы вместо человечины фигурировали собаки, то пьесу мог бы поставить любой театр. Сложность темы – это удача, но, одновременно, и ловушка, которой не избежал Кирилл Вытоптов. Режиссер не стал показывать конкретные признаки блокадного Ленинграда, и в этом есть свой смысл. Но он их ничем не заменил, потеряв ощущение подлинной жизненности, подлинной театральности в высочайшем смысле этого слова.

Постановка получилась отличная. Было видно, что над спектаклем много работали, разрабатывая ситуации, характеры, но способ взаимодействия молодых актеров остался старательно-школьным, демонстрирующим, на уровне «домашнего спектакля». Спектакль не раздражает, не пугает, не бьет током. Он не вызывает отвращения, не отталкивает. Он успокаивает. И если не слушать текст, то эмоциональное впечатление как от пьес Володина, а не Клавдиева, или еще какого-то драматурга того времени, когда постановка подобной пьесы никому не могла даже присниться в самом страшном сне.

Рецензия на постановку Развалины.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: