Рецензия на постановку «Руслан и Людмила» - смелый режиссерский шаг.

В постановке «Руслан и Людмила» нет намека на тандем, в наличии только пара голых мужских торсов, пара обнаженных статисток на заднем плане, несколько показательных лобзаний, которые и рассматривать-то всерьез нельзя. Однако спектаклю обеспечена слава самого скандального.  Многие театральные критики припечатали постановке ярлык «издевательства над классикой». И основания для этого имеются.  Поставить штамп «порнография» на спектакль – это самое простое. Если очень захотеть, то можно даже высмотреть эротические аллюзии, в сцене игры Ратмира в серсо с девами из царства Наины.

 Однако все же подлинный дискомфорт у зрителей вызывает даже не это. Спектакль построен по сложной схеме, он многослойный,  полон неоднозначных намеков, требующий от зрителя внимательности к происходящему на сцене. Постановка не имеет никакого отношения к развлечениям и детским сказкам. Детей на спектакль не стоит приводить даже не потому что ограничение возраста зрителей  в этом жанре до 16 лет, а потому что ребенок ничего не поймет. В постановке постоянно ускользает разделение между реальной игрой актеров и инсценировкой этой самой игры. К примеру, свадьба Руслана и Людмилы напоминает корпоративную костюмированную вечеринку.

Мертвое поле – декорация с трупами боевиков, уходящих в финале с работы. Замок Наины – игра в бордель, который заманивает не доступностью тел, а вещами иного рода: дурашливостью, беззаботностью  и тому подобными.  Самая сложная и дискомфортная   - сцена с Черномором. Очевидно несоответствие между напускным внешним благополучием, и внутренним миром Людмилы, которая устала и больше не может играть ни в какие игры. Но практически все остальные герои в эти игры играют.  Главный герой в спектакле отнюдь не Руслан, а Финн. Его партию исполняет Чарльз Уоркман, настоящая находка театра с чистым проникновенным голосом.

Его амплуа романтика-интеллектуала, подверженного сомнениям и рефлексии – основные смысловые элементы спектакля. Все его разногласия с Надиной, озвученные и не озвученные - это зацепка сюжета, с  помощью которой режиссер Черняков проводит пунктир к классическому тексту. Соответственно, Наина – еще один важный персонаж. Исполняет эту роль Елена Заремба, перед зрителем предстает полная сарказма женщина в брючном костюме. Никто из остальных исполнителей, кроме Ульяны Алексюк, не относится напрямую к Большому театру. Людмилу в первом составе исполняет Альбина Шагимуратова, из Татарского оперного театра с блестящей карьерой.

В первом составе отличаются мариинцы Михаил Петренко исполняющий роль Руслана, Владимир Огновенко, в роли Светозара, а также литовец Алмас Швилпы – Фарлаф. Гориславы в обоих составах весьма равноценны: болгарка Александрина Пендачанска и Вероника Джиоева. Роли Ратмиров также сочетаются в разных составах: украинец Юрий Миненко и Владимир Магомадов.  Спектакль «отремонтирован» режиссерским видением, как и Большой театр, разве что не сияет так же сильно.

Рецензия на постановку «Руслан и Людмила» - смелый режиссерский шаг.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: