Рецензия на постановку «Самоубийца» на сцене РАМТ.

 

На большой сцене Российского Академического Молодежного Театра идет спектакль «Самоубийца». Вот уже более двух лет потрясающая трагикомедия, складывающаяся из забавных диалогов и сцен, ставится на большой сцене. Однако многие зрители не досиживают и до конца первого акта. Возможно, это обусловлено тем, что как-то внезапно все перевоплощается в дешевый фарс. Все жесты, интонации «бездушных» актеров натянуты и неестественны.

Удивительный режиссерский ход, непонятный простому наблюдателю, эти периодические пробежки актеров не несут никакой смысловой нагрузки. Сам герой пьесы - Семен Семенович Подсекальников безжизнен. Он не рождает у зрителя никаких чувств. Его игра банальна и просто, а зрителя, как известно, нужно все время удивлять и убеждать. Двадцатиминутный монолог Семена «В голову или в сердце?» - явно не обнаружила в нем особого драматизма.

Покорная, скромная женщина в этой пьесе вдруг превращается в громогласную и оглушительную особу. А все остальные персонажи слились в одну массу, мечутся по сцене в поисках своего смыслового назначения. И все-таки странно - ведь в постановку не были включены ни эротические сцены, ни бранная речь, но почему же у зрителя постоянно присутствует ощущение жуткой пошлости? Оно не покидает и долгое время после окончания представления. 

 Есть мнение, что Вениамин Смехов присутствовал при прочтении пьесы Николаем Эрдманом, и на собственной же сцене стремился сохранить интонацию автора. И вот, пару лет назад, в небольшом городке Волжском в Волгоградской области, мне случайным образом довелось в местном театре, увидеть спектакль «Самоубийцы». И эта самая же пьеса, оказалось, зазвучала наиболее живо и ярко, чем в РАМТе, не смотря на то, что первый профессиональный театр образован пару лет назад.

Иван Алифанов - волжский режиссер вдруг превзошел самого Вениамина Смехова, народного артиста России и международной премии Станиславского, лауреата государственной премии.  Видимо, потому, что волжский режиссер прочувствовал, что означает такое слово как трагикомедия. Когда одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. Когда на сцене происходит печальное и, вместе с тем, очень смешное событие. Когда зритель в недоумении - плакать ему или смеяться. Когда выражение «смех сквозь слезы» как нельзя лучше характеризует состояние зрителей! У Ивана Алифанова блестяще получилось передать на сцене весь букет эмоций.

Рецензия на постановку «Самоубийца» на сцене РАМТ.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: