Рецензия на постановку "Шоша".

"Шоша" - это вторая постановка закончившего недавно ГИТИС Туфана Имамутдинова. Сценарий спектакля создан по мотивам написанной в 1974 году Исааком Башевисом Зингером одноименной книги. В пьесе явно прослеживаются патриотические мотивы. Одно из главных женских действующих лиц в спектакле - Шоша - девушка, отстающая в развитии. В довоенной Польше, где люди не отличались толерантностью, ее обозвали "полоумная". Однако это не помешало главному герою разглядеть в ней потрясающие душевные качества и выбрать именно ее, а не известную американскую актрису, которая могла предложить выезд в США.

Интересна режиссерская задумка - три стены изображают пространство комнаты, а посередине стоит большой стол круглой формы. Место действия в ходе развития периодически меняется, но стол остается неизменным, все события развиваются вокруг него. Еще один достойный внимания и оригинальный прием - Туфан Имамутдинов пригласил для участия в спектакле "Klezmasters", ансамбль еврейской музыки. Необычность заключается в том, что привлеченные к действию музыканты не только аккомпанируют прямо на сцене, но и исполняют несложные второстепенные роли. Совместная заслуга сценариста, режиссера и актерского состава заключается в том, что в сюжете нет наигранности, отсутствует пафос, а весь спектакль смотрится на одном дыхании.

Главное отличие от литературного первоисточника - в спектакле акцент несколько смещен, нельзя понять время действия финальной сцены. Кроме того, окончание книги предельно понятно и не оставляет пространства для каких бы то ни было домыслов. Израиль показан как некий идеал, куда и попадает главный герой, выжив после войны и стремившийся туда, находясь в эмиграции. Нет в живых многих друзей, нет и Шоши, которая умерла до того, как попасть в концлагерь, но Аарон испытывает душевное спокойствие от того, что он находится в правильном месте, и кажется, будто испытывает невидимую поддержку погибших друзей. В отличие от книги, в пьесе Имамутдинова атмосфера финальной сцены (вокруг все того же стола) напряженная и мрачноватая - Аарон задумчив, вдали Бася повторяет слова о великом потопе.

Можно догадаться, что Шоша покинула их, но вот время, когда происходит эта зарисовка - остается тайной. То ли все ужасы еще только предстоят героям, то ли война уже закончилась, но они не находят спокойствия и умиротворения. По задумке режиссера, ощущение безысходности от понимания того, что ничего не можешь изменить - и есть правильная концепция данной пьесы. Спектакль готовился к открытию сезона в отреставрированном Театре наций, но сложное осветительное оборудование не было полностью установлено и налажено. Поэтому первая премьера была перенесена в помещение Малого зала Театра Маяковского.

Рецензия на постановку Шоша.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: