|
||||||||||||||
|
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||
Рецензия на постановку театра-студии "Человек" - "Фандо и Лис". Театр абсурда предоставил на суд зрителя спектакль, вызвавший бурю эмоций у театралов. Трагикомедия по одноименной пьесе, написанной в 1955 году (в переводе Мануэля Вега Матеоса и Константина Мищенко) в постановке Людмилы Рошкован длится полтора часа и все это время на сцене происходит действие, показывающее, как лирика перерождается в драму и приводит к трагическому финалу. Сложно понять смысл происходящего на сцене, если зритель не подготовлен и не читал первоисточника. В пьесе описывается история двух любящих людей, молодого человека и парализованной девушки, прикованной к инвалидной коляске (по сюжету, она передвигается в детской коляске, что еще больше показывает ее ранимость и беззащитность). Герои ищут волшебный Тар, где Лис сможет исцелиться, но по мере совместного существования их отношения перерождаются. Поначалу они любят друг друга, но постепенно зависящая от своего возлюбленного Лис начинает все больше раздражать Фандо. С его стороны нежность и преданность трансформируется в грубость и безразличие. Он наслаждается ее беспомощностью и всячески унижает, швыряет на пол, бьет. Но, как считает Аррабаль, он это делает из любви, стремясь вылепить свой "идеал", которым, как оказалось, Лис не является. В результате Фандо забивает ее до смерти. В финале Фандо выполняет свое обещание, которое постоянно с него брала Лис – он приходит на ее могилу с цветком и собакой. Помимо этой пары в произведении присутствуют трое мужчин, сопровождающих ее в Тар. Кое-кто из литературных критиков даже проводит параллель с всадниками Апокалипсиса, которых здесь режиссер изобразил в комическом ключе. Текст пьесы практически полностью следует тексту литературного первоисточника, но есть некоторые моменты, обыгранные иначе. Характеры обрисованы поверхностно, с помощью лишь внешних эффектов. Если Фандо Аррабаля изначально носит Лис и возит в коляске, то у сценического Фандо сразу показана его суть - он с самого начала спектакля таскает ее по полу. В пьесе образ Фандо показан более многогранно, в частности, он, как акробат, выполняет гимнастические трюки и сложные номера, чтобы поднять настроение Лис. На сцене же Савостьянов в роли Фандо лишь кривляется, стоя на одной ноге. Отдельные зрители даже считают неудачным этот выбор актера, тем более что изначально на роль Фандо планировался Сергей Качанов. Были и такие отзывы, что игре главной героини (Милена Цховреба) не хватало неординарности и искренности, а ее сплошные страдания и постоянные слезы напоминают одну большую истерику и не находят отклика и понимания у зрителя, поскольку не передают задуманные эмоции, вызывая, скорее, чувство неловкости за Лис. Но есть и диаметрально противоположные отзывы зрителей, у которых произведение вызвало бурю эмоций и переживаний. Дело тут в изначальном настрое и желании либо сразу отгородиться от подобной абсурдности происходящего, или понять, что основной идеей этой неоднозначной пьесы есть любовь как жестокость, приводящая к тому, что мертвый - и есть идеал, и тогда прочувствовать постановку. ![]() |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|