Рецензия на постановку «Утраченные иллюзии».

 

К сожалению, иногда приходится разочаровываться в людях театральной профессии. Один примеров этому – известный балетмейстер Алексей Ратманский.  В 2004 году он начал руководить балетом в Большой театре. Тогда всех поразила громкая премьера под названием «Светлый ручей», отличившаяся живостью, легкостью, веселым ироничным сюжетом и прекрасной игрой актеров. Более поздние работы Ратманского заставили зрителя потерять к нему интерес.

Многие помнят «Болт» Шостаковича. Не сорвали оваций и «Золушка», и «Анна Каренина». Непонятно, куда исчезли мастерски поставленные хореография, отточенные движения, ритм и страсть, ранее присутствовавшие на сцене. Ратманский отошел от своего стиля и начал искать что-то новое, но, как видим, не всегда новое бывает лучше старого.

Алексей Ратманский начал постепенно превращаться в обыкновенного, среднестатистического балетмейстера. Только одному ему известно, почему с ним произошли такие разительные перемены. Но факт остается фактом: Ратманский выработал весь свой потенциал. Сейчас Алексей Ратманский живет и работает в Нью-Йорке. Там он служит в Американском балетном театре.

Казалось бы, переехав в крупный и динамично развивающийся город, где проходят самые громкие мировые премьеры, он должен был стремиться повысить уровень своего мастерства до уровня таких знаменитых мэтров как Матс Эк, Иржи Килиан, Начо Дуато. Их спектакли гениальны. Посмотрев хоть однажды «Жизель», зритель не сможет довольствоваться балетом среднего класса. Но «Утраченные иллюзии» Ратманского нельзя поставить даже на одну ступень с «Жизелью» Экса.

Надо сказать, что критики возлагали большие надежды на «Утраченные иллюзии». Были приглашены лучшие мастера своего дела: композитор Десятников, художник Жером Каплан, самые лучшие солисты.  Но результат сильно разочаровал. Оформление и музыка очень хороши, но нет гармонии с танцем балетных, общим настроением на сцене, нет того чувства, когда начинаешь верить в то, что видишь. Может быть, не хватило драматизма, может быть эмоциональности…

Надо отдать должное композитору – многие лирические эпизоды были очень сильны. Костюмы артистов также были на высоте – они прекрасно передали дух Парижской жизни XIX века. А вот выбор актеров несколько озадачил. Иван Васильев не совсем подходит на роль Люсьена, Наталья Осипова в роли Корали была хороша, но техника оставляет желать лучшего.  У балета был и второй состав солистов, что несколько спасло ситуацию.

Люсьен более правдоподобно сыграл  Владислав Лантратов, а Светлана Лунькина справилась с ролью Корали куда лучше, чем Осипова. Невесомость балерины чудесно создавала впечатление воздушности и полета. Особенно хороша была Екатерины Шипулиной в роли дерзкой, стервозной Флорины. Колоритная внешность и высокий рост балерины, несомненно, очень украсили балет.

«Утраченный иллюзии» Ратманского получились растянутыми, невнятными, занудными. Режиссер из Ратманского просто никакой. Но, видимо, это новая тенденция Большого театра – ставить спектакли сомнительного качества. Хотя бы тот факт, что ни одна постановка не приняла участия в фестивале «Золотая маска», говорит о многом.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: