Рецензия на постановку «Записки сумасшедшего». И снова на сцене классика.
Николая Васильевича Гоголя в театре любят. И ставят довольно часто и много. А все потому, что даже спустя столетия, гоголевские персонажи и сюжеты не утрачивают актуальности. Гоголь тем и хорош, что он на все времена. И произведения его полны юмора, высмеивающего существующие реалии. А это всегда интересно, и тогда, когда его произведения ставили при жизни автора, и сейчас, спустя много лет после его смерти.
Чего только стоит Гоголевский «Ревизор»! Он пережил просто бессчетное количество постановок, а интересен и актуален и сейчас. Не менее интересным оказался и спектакль по повести Гоголя «Записки сумасшедшего». Эту повесть знаменитый писатель завершил в 1834 году. Главный герой произведения – мелкий по рангу чиновник из Петербурга, Аксентий Иванович Поприщин (как всегда у Гоголя герои носят говорящие фамилии).
Вся повесть написана в жанре дневника героя, который доверяет свои чувства и мысли бумаге. Аксентий Иванович много рассказывает о своей работе, о занимаемой должности, о тех, кто его окружает и составляет круг его общения. Постепенно в его жизни появляется новое светлое чувство – он влюбляется в дочку своего начальника, и вскоре после этого, буквально на наших глазах, в главном герое просыпается сумасшедший.
Сначала это почти незаметно, потом все больше набирает обороты. И вот Поприщин уже беседует с собакой своей возлюбленной, а потом и перехватывает и читает собачьи письма. Спустя короткое время герой и вовсе забывает, кто он. Он неожиданно начинает путать даты и имена, перескакивает далеко в будущее в несуществующее сорок третье апреля, а потом и вовсе воображает себя испанским королем.
В конце концов, он попадает в дом скорби, воображая, что приезжает в Испанию. Повесть завершается бессвязными, ничего не значащими фразами…У героя окончательно помутился рассудок. Произведение Гоголя «Записки сумасшедшего» было экранизировано и много раз ставилось на крупнейших театральных сценах Москвы.
Одна из последних постановок на сцене Театра имени Гоголя была впервые показана зрителям в 2006 году. Это моноспектакль, в котором на сцене играет всего один актер, Александр Лучинин. Он играет главную роль Поприщина и он же мастерски перевоплощается в собаку или женщину, используя только мимику и жесты.
Декораций на сцене практически нет, реквизит самый простой, но во всем этом нет необходимости. Александр Лучинин настолько талантлив, музыкален и пластичен, он настолько удачно передает изменения, происходящие с героем и его рассудком, что спектакль смотрится на одном дыхании и с огромным интересом. Фоном для событий, происходящих на сцене, служит потрясающая музыка советского композитора Альфреда Гарриевича Шнитке.
Еще один спектакль по произведению Гоголя «Записки сумасшедшего» был поставлен на сцене театра «Синематографъ». Режиссером этого спектакля стал Андрей Назаренко, который так же является и художественным руководителем упомянутого театра. Он по новому интерпретирует классику Гоголя, но спектакль от этого не становится хуже. Здесь главного героя играет Максим Тиунов.
По сюжету Гоголя Аксентий Иванович Поприщин оказывается в доме скорби в конце произведения, когда становится совсем безумен. Андрей Назаренко меняет сюжет полностью – его главного героя мы сразу видим в сумасшедшем доме. И зритель может даже прийти к выводу, что герой попал сюда, будучи абсолютно нормальным, в здравом уме, а вот сумасшедшим его сделал уже врачи.
Андрей Назаренко использует очень интересный звуковой эффект для передачи сюжета. Как известно, в труппе театра «Синематографъ» работают глухие актеры. Поэтому для передачи сюжета используется закадровый голос, читающий текст. Его читает такой же как и наш герой пациент дома скорби, и это чтение накладывается поверх всего того, что мы видим на сцене. Очень интересен финал постановки.
По замыслу автора герой освобождается от мучающего его безумия только благодаря смерти, но под тем как умереть, он успеет сказать нам несколько фраз. Причем не жестами, а словами. Обе постановки очень удачные, хотя и разительно отличаются друг от друга. Каждая интерпретация Гоголя достойна восхищения.
|