Рецензия на постановку «Золотой петушок». Ничего выше музыки в опере нет…

Премьера оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» в постановке режиссера Кирилла Серебренникова – в Большом. Вместо сказки для маленьких – она для детей «изрядного возраста». Аллегории, метафоры – это те самые необходимые приемы, которые способны разбудить воображение зрителя, вызвать определенные ассоциации, взглянуть реально на ход истории и понять: кто есть кто.

 Первый акт. У власти царь Дадон. Дадоновы палаты – это придворный мир с неограниченными историческими и географическими масштабами. На сцене представители века «минувшего» и «нынешнего»: опричники и советские генералы, охрана и черносотенцы, члены Думы и наемные рабочие… Правление Дадона – это заседания, парады, отдых, нега, удовольствия и абсолютная неготовность к предстоящей войне. Вещий сон накануне войны заставил Дадона покинуть удобное ложе и отправиться на фронт.

Второй акт. Солдатские гробы – олицетворение времени, загробный мир – шемаханские владения, и Дадон, ослепленный чувством к царице. Эта любовь, настигшая его, буквально, у гробов сыновей – Гвидона (Борис Дудал) и Афрона (Михаила Дьякова), чьи души летают здесь же, - отняла у него разум: он забрасывает царицу подарками, укрывает богатыми шубами, забыв о долге и чести.

Третий акт. Дадонов триумф: демонстранты с «песьими головами», черно-серая масса пенсионеров, дети с разноцветными шарами и сахарными петушками, спецназовцы с автоматами, ракета «Тополь» - гарант непобедимости только что разгромленного царства, кто-то в маске попугая, комично разыгрывающий подобострастие и поклонение царю, и бегущая на заднике сцены строка: «Верные твои хлопоты, лобзая царские стопы, рады мы тебе служить, нашей дуростью смешить».

И вот финал. Погибает от рук верной царский охраны Звездочет (очень напоминающий Сахарова), так и не добившейся справедливости, пошлет свое проклятие необузданному народу и удалится с Петушком Шемаханская царица, прямо на трибуне умрет Дадон. Так заканчивается сказка-быль. Мы увидели красноречивый портрет власти и народа, и здесь, как никогда, уместен жанр сатиры, актуальный как во времена столетней давности, так и в день вчерашний, и сегодняшний, и предстоящий.

Всего в опере Серебренникова много: и действия, и фантазии, и убедительной игры. Однако ничего лучше и выше музыки нет. Партитура композитора Сарайского представляет собой великолепный фон. Очень хорош вокал Анны Хвостенко (голос Золотого Петушка), замечателен – и Венеры Тимадиевой (Шемаханская царица). Самой непревзойденной подачей является бас Владислава Маторина (царь Дадон), певца с большой и яркой сценической биографией. И, наконец, финальный хор – проникновенные, трогательные, грустные ноты Римского-Корскакова, способствующие глубокому восприятию финальной сцены оперы.

Рецензия на постановку «Золотой петушок». Ничего выше музыки в опере нет…
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: