Рецензия на постановку «Золотой петушок». Спой, птичка, не стыдись.

Классическая русская опера «Золотой петушок», заново поставленная в Большом театре, до революции притеснялась по цензурным соображениям. Почему – наглядно изобразил режиссер Кирилл Серебренников. Привычная версия – царь Додон в шапке Мономаха, скоморохи и красавицы в кокошниках – отжила свое: Серебренников, выступающий художником по костюмам и режиссером одновременно, отказался от лубочной картинки принципиально. Нет той классической оперы, которая радовала глаз любого интуриста, желающего увидеть «русский стиль».

Аляповатая роскошь правительственного зала приемов, оформленного в стиле сталинского ампира, составляют декорации первого акта. Золотой петушок выглядит как двуглавая птица величиной с полсцены, сидящая в фигурной клетке. Царь Додон в дорогом костюме, окруженный генералами и депутатами, секьюрити и фотографами, уж очень узнаваемыми повадками напоминает говорящую голову из телевизора. Уборщицы в синих халатах бегают по залу, сколачивают помосты и двигают мебель таджики в спортивных костюмах. С первого взгляда узнаваемы все персонажи, пришедшие из нашей сегодняшней повседневности.

Жесты массовки и сценические костюмы продуманы настолько, что в первом акте зритель просто получает удовольствие от узнанных сюрпризов и едких пародий на прямые эфиры правительственных каналов.  Музыка Римского-Корсакова здесь является второстепенной деталью. Во втором акте практически исчезает злой юмор, сохраняясь лишь в генералах, раздевающихся до нижнего белья и в таджиках, таскающих трупы в черных полиэтиленовых мешках. Темп снижается за счет демонстрации феерической привлекательности Шемаханской царицы с помощью арий, которыми наполнен весь акт.

Недостатком является отсутствие дополнительных театральных приемов, в наличии только хождении актрисы по сцене да постоянная смена нарядов. В финале спектакля мы снова возвращаемся в помпезное бытие царского двора. Царь Додон с юной новобрачной, которая сменила одежду царь-девицы на норковую шубу и солнцезащитные очки, наблюдают парад с деревянного возвышения. Марш войск, бегающие с леденцами дети, едущая баллистическая ракета, угрожающее кукареканье двуглавого Золотого петушка – весь торжественный милитаризм, с издевкой показанный зрителю, заставляет подумать, не попадет ли Серебренников за решетку за оскорбление государственного герба. Наверное, нет, потому что эта сказка не совсем общественно-политическая, а еще и человеческая.

Рецензия на постановку «Золотой петушок». Спой, птичка, не стыдись.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: