Рецензия на постановку «Золотой петушок». Золотая сказочка для взрослых.

Взрослые любят сказки даже больше, чем дети. Только мало у нас сказочек для людей глубокого постпубертатного возраста. Но, выход всегда можно найти, например, взяв детскую сказочку, да и переделав ее под родителей. Так и поступил скандально известный режиссер Кирилл Серебренников, поставив в Большом театре «Золотой петушок» Римского-Корсакова. «Золотой петушок», к слову, опера, изначально зарекомендовавшая себя как неблагонадежная.

Ну что это такое: царь, царствующий лежа на боку, а потом, ослепший от любви и даже не всплакнувший над убиенными сыновьями, женится на молодухе, вызывая ропот электората. Одно дело в книжке у Пушкина, а другое – на сцене в виде оперы. Так что ничего удивительного, что до 1917-го «Петушка» цензурили и кошмарили. После революции у оперы была другая жизнь. Сказочная. А теперь, в десятые годы 21 века, опера опять становится политически направленной.

На взгляд Серебрянникова – Додоново царство не что иное, как современная Россия с ее правящими коллизиями.  Сам Додон (Владимир Маторин) удивительно смахивает на бровастого и целующегося генерального секретаря из 60-х. Звездочет (Михаил Серышев) – ассоциируется с академиком Сахаровым, а уж второстепенные герои заставляют порезвиться мозг в сравнениях и угадываниях прообразов: тут тебе и генералы, и опричники-омоновцы, черносотенцы-афроамериканцы и гастарбайтеры, и уборщицы.  Шемаханская царица (Александра Кубас/Венера Гимадиева) метафорически обозначает целиком Восток.

Вся закутанная в первый выход в черные женские одежды, где только есть прорезь для прекрасных глаз, в финале, царица становится белой европеизированной деловой бизнесвумен. Этакий намек на вероятные последствия слияния Запада и Востока. А самого Петушка на сцене играет ребенок, а за сценой – Анна Хвостенко, чье сопрано бесспорно украсило постановку. Нельзя не отметить работу дирижера Василия Синайского, элегантно и ненавязчиво сумевшего расставить акцент на сценическое действие, а не на оркестр.

И в тоже время дирижер чуток и высокопрофессионален: солисты на сцене не остаются без поддержки, все мизансцены и разводки звучат живо и проникновенно, а вокальные партии продуманы до мельчайших нюансов. Вот такая сказочка, на которую можно сходить без детей. Вернее, нужно, так как детям там интересно не будет. Пожелаем «Золотому Петушку» постановке Серебренникова задержаться на сцене Большого подольше и, конечно, собирать всегда полный зал!

Рецензия на постановку «Золотой петушок». Золотая сказочка для взрослых.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: