Рецензия на постановку «Зыковы» в театре Вахтангова.
В театре имени Вахтангова состоялась премьера пьесы Максима Горького «Зыковы», которая в отличие от других его сочинений ставится довольно редко. «Зыковы» написаны в 1918 году, тогда же и впервые поставлены на сцене. Время действия пьесы происходит между двумя революциями, и главные герои на интуитивном уровне чувствуют грядущие перемены, как их личных судеб, так и России в целом. На этом перепутье времен для них актуальны вопросы: как жить дальше, как не потерять свои накопленные капиталы.
Еще они ищут близких по духу людей, способных разделить с ними тягостные предчувствия: Антипа тяготеет к Павле, Софья к Хеверну, однако их надеждам не суждено сбыться. Режиссер Владимир Иванов дал название своему спектаклю иное, чем название горьковской пьесы – «Люди как люди». Его не интересуют имущественные заботы главных героев, намного важнее для него проблемы философского и нравственного плана, именно они кажутся наиболее существенными для современного поколения зрителей.
Антипа Зыков в исполнении Алексея Гуськова – успешный лесопромышленник, а также личность, испытывающая необходимость творить добро, и представляющий, что Павла будет ему в этом опорой и помощницей. Сестра Антипы Софья Зыкова сыгранная Лидией Вележевой – человек более сдержанный в своих чувствах, хотя тоже весьма деловая девушка, ищущая себе союзника в лице Хеверна. Однако Софья быстро разочаровывается в нем, узнав о том, что тот обманывает Антипу.
Ситуация вполне актуальная и в наше время, когда человек испытывает потребность не в бытовых и материальных благах, а в обыкновенном доверии к своему ближнему. Сколько в мире людей, столько и человеческих судеб, разных по своей природе. Эгоизм, который мешает услышать ближнего и ответить состраданием, страхи, боль одиночества — вот весь калейдоскоп категорий нравственности, который присутствует в пьесе Горького «Зыковы». Но каждый человек в любые времена ищет ответы на эти вопросы по-своему.
Спектакль вызывает море положительных эмоций не только от отличной актерской игры, но еще и от работы художника Максима Обрезкова, создавшего костюмы, выдержанные в духе того времени, нехитрую сценографию, которая не отвлекает от происходящего на сцене. Музыкальное сопровождение от Татьяны Агаевой тоже весьма хорошо сочетается с репликами героев. Если делать оценку по восприятию спектакля публикой, которая затаив дыхание наблюдает за происходящим на сцене, временами проявляя бурные эмоции, то напрашивается вывод о том, что выбор пьесы сделан режиссером в правильном направлении.
|