Рецензия на постановку «Серебряный век» Моссовета.

 

Зрители, которые приходят на спектакль театра «Серебряный век» имени Моссовета, вероятно, рассчитывают увидеть дам в мехах и вуальках, заламывающих руки, поэтов-новаторов, и, конечно же, роскошный салон дореволюционной эпохи. Но их ожидания будут обмануты. Ведь на каждой афише написано «Сцены 1949 года в двух частях». Безусловно, поэты тоже присутствуют, но доморощенные, неизвестные.

В обычной коммунальной квартире проживают мудрая старушка Митрофановна (Ирина Карташева), затравленный, преследуемый художник Матвей (Александр Леньков), простая школьница Надя (Людмила Свитова), возглавляющая кружок поэтов сталинистка (Галина Дашевская), а также вдовствующая Клавдия Тарасовна (Ольга Остроумова), у которой есть сын Миша, начинающий поэт (Андрей Смирнов).

У Клавдии имеется ухажер – коммерсант Виктор (Георгий Тараторкин), который промышляет мелкими авантюрами. Виктор, узнав о том, что Миша увлекается поэзией, знакомит мальчика с женщиной-библиотекарем Кирой Августовной (Ольга Кабо) и, естественно, мальчик в нее влюбляется. Она вводит его в мир запрещенных на то время поэтов, таких как Цветаева, Ахматова, Мандельштам, и Михаил начинает понимать, что «запрещенное» творчество - это еще не означает «бездарное».

Со временем к жителям квартиры начинают наведываться строгие люди в штатском (Леонид Сенченко, Евгений Данчевский Михаил Шульц, Евгений Ратьков). Вялость действий «Серебряного века» превосходит все ожидания. Поскольку спектакль поставлен в стиле киносеанса, вместо привычного занавеса ездит экран с новогодними лампочками. Касательно героев спектакля, то складывается впечатление, что все они обделены жизненными эмоциями. Наиболее энергичным персонажем спектакля является Виктор Михайлович (Тататоркин).

Также внимания заслуживает и поэт - дилетант Борис, Мишин друг (Владимир Прокошин), который еще и прошел через ссылку на рудниках. Библиотекарша Кира, которая знакомит Михаила с запрещенным творчеством, читает стихи с интонацией школьницы – «чтобы всем понравилось», что убивает в поэзии все поэтическое. Она раздражает зрителя неважной дикцией и приземленностью, от нее не исходит ни поэтичности, ни волшебства.

Спектакль с безынтересным и медленным первым действием не спасает и второе, которое от первого практически не отличается. Финал истории предсказуем: Киру арестовывают, но поражает то, с каким равнодушием воспринимает это известие Миша. Тем ни менее, он отправляется вслед за ней, из чего, кажется, ничего хорошего не получится.

Удивительно, но самым впечатляющим местом спектакля оказывается тот самый белый экран: под занавес по нему титрами прошли имена писателей и поэтов, которые были расстреляны, эмигрировали, погибли в лагерях и тюрьмах или же покончили с собой. Даже в абсолютной тишине ощущается та несправедливость, бессмысленная жестокость репрессий минувших лет.

Рецензия на постановку«Серебряный век» Моссовета.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: