Рецензия на постанову Кастеллучи «Проект J. О концепции лика Сына Божьего».

Чеховский фестиваль, прошедший на прошлой неделе, поразил зрителей. На нем был представлен новый спектакль Ромео Кастеллуччи «Проект J. О концепции лика Сына Божьего». Вроде бы обыкновенное название, каких много, но постановка произвела огромное впечатление. Кастеллуччи подошел к вопросу религии так, как еще ни одному режиссеру не приходило в голову. Мы находимся в «Театриуме на Серпуховке» - именно здесь сейчас начнется представление. Вот идет Кастеллуччи – как всегда бодр, подтянут и весел. Через пару минут на сцене начнется действие.

Итак, зрители видят изображение Христа, которое является копией всемирно известной картины Антонелло да Мессины. Глаза Христа смотрят в упор, так, что даже холодок пробегает по спине. А на сцене между тем находятся вполне земные вещи: диван, кровать, какая-то бытовая техника. На диване лежит старик в белом халате. Его волосы тоже белы от седины. Старик очень болен и немощен. Он смотрит телевизор, раскачиваясь и бормоча себе под нос, как будто отвечает ведущим. Тут в комнату входит молодой человек, разговаривая по сотовому телефону. Через мгновение зрителям становится понятно, что это сын старика, лежащего на диване. Действие происходит в доме престарелых, сын пришел навестить отца.

И тут на сцене происходит то, что повергает зрителей в шок. Отец встает с дивана, поворачивается, и сын видит на его белом халате коричневое пятно. «Папа!», - восклицает сын. По интонации понятно, что подобное произошло не впервые. Сын начинает менять отцу памперс. По ногам старика течет коричневая жидкость. Старик плачет от беспомощности… А Святой Дух смотрит на это с высоты.  Ни для кого не секрет, что рано или поздно любой может оказаться на месте старика. Тем не менее, многие встали и вышли из зала. Несколько человек начали плакать, когда увидели голого старика с грязными ногами. Физиология, о которой все знают и сталкиваются с ней каждый день, но почему простая сцена из жизни производит такой эффект?

Может, у кого-то дома лежит такой же больной? Может, кто-то сам болен, и рискует скоро оказаться на этом месте?  Через 40 минут после начала сцены высветился лик Иисуса. По его лику потекла краска, и через некоторое время постер упал. Зал разразился аплодисментами. Перформанс Кастеллучи был оценен. Актер Джанни Плацци, сыгравший старика, долго не мог прекратить плакать. Он вывернул перед зрителями всего себя. А автор постановки Кастеллуччи рассказал в своем интервью, что таким способом он хочется заставить людей быть терпимее, ведь нам всем придется убирать за своими отцами.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: