Рецензия на "Сказки Гофмана" Оффенбаха. У оперы Оффенбаха большая жизнь.
Жаком Оффенбахом, гениальным создателем оперетт, написана единственная красивейшая опера, одна из лучших опер в мире на «сказки» Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Постановки на произведения двух корифеев искусства редки и не всегда удачны. До середины 80-х опера-мистика «Сказки Гофмана» ни разу не ставилась на советской сцене, лишь в 1986 году в Свердловском театре оперы и балеты спектакль под руководством режиссера Александра Тителя в содружестве со сценаристом Валерием Левенталем и дирижером Евгением Бражником произвел неслыханный фурор.
Его, казалось, ждали, так как тема злободневна: мир жил в ожидании перемен. А теперь, четверть века спустя, в том же тандеме, теперь уже в Московском театре, он обрел не меньшую актуальность – атмосфера наполнена грустью по минувшей эпохе, более целомудренной и более наивной. Ведь у каждого времени есть свои плюсы и минусы, понятие добра и зла. Итак, тема – соперничество добра и зла – вечная тема жизни и сказок. Поэтому театр Тителя с первых минут стал ареной иллюзий.
В прологе зритель видит черную пустую сцену. Появляется конструкция крупногабаритной лошади с крыльями – Пегас, как символ воображения. Из недр сцены возникает Дьявол, яркий противник главного героя, способный, как хамелеон, менять свой облик. Иллюзорны и места, куда поэта переносят его мечтания. С подачи волшебника-сценографа Левенталя и мастера по свету Исмаилова, главный герой оказывается то в Париже с сияющим куполом Парижской оперы, то в роскошной Венеции с ее палаццо и величественной Кампаниллой.
Все это делает оперу настоящим искусством, наполняет свежей красотой и отличает от шаблонности, прозаичности, упрощенности, которые стали уже привычными для постановки многих современных представлений. Но подчас нужно проиллюстрировать и прозу жизни, например, дом Антонио и ее отца Креспеля, в котором все мрачно, драматично. Здесь Дьявол своими злыми чарами стремится загубить жизнь певицы, мечтающей о сцене. Он лишает нас иллюзий: девушка умирает от чахотки. И здесь слово музыке: скорбной, драматической.
Состоящая из отдельных, непревзойденно красивых и, на первый взгляд, разрозненных трех частей с прологом и эпилогом, оффенбаховская опера имеет свою логику и цельность – это-то как раз и смогла воплотить команда Тетеля. Сюжет оперы достаточно сжат и пружинист. Ее главный герой Гофман объединяет три акта в одно целое: ищет свою любовь. Первый удар судьбы герой принимает от куклы Олимпии, которую Дьявол преподносит как живую.
Подарком-испытаением будет венецианская куртизанка Джульетта, манящая и коварная. А любящая и верная Антонио умирает. И только четвертая избранница – Стелла (Хибла Герзмова), играющая роли всех четырех, будет настоящая, из плоти. По твердому убеждению создателя оперы Оффенбаха, у всех 4-х женских партий должна быть одна исполнительница – певица с этой задачей справилась. Многоплановое сопрано Хиблы Герзмавы, передающее характер каждой из героинь, их вокальный образ, заслуживает особо высокую оценку.
Самая несравненно яркая из всех – это лирическая партия Антонио, полная проникновенной силы, нежности, любви, искренности. Ария Олимпии со сложными колоратурами вполне достойна. Драматическая роль Джульетты по-своему интересная и спета с вокальным блеском. Если говорить о плюсах оперы, нельзя не сказать о партии Гофмана. Она романтическая, очень сложная по вокалу - и тенор Нажмиддин Мавленов с ней справился.
Эффективен и добрый гений поэта, Никлаус – меццо-сопрано Елены Максимовой, которая виртуозно сделала его женщиной, любящей, жертвенной, хранительницей и Музой его таланта. Проблематичен Дьявол – партии всех четырех злодеев выполнены Дмитрием Степановичем в голосовом плане не весьма удачно, но в артистическом весьма совершенно. И, конечно же, вдохновенно и экспрессивно звучал оркестр, музыкальный финал обрел такую силу и энергию, такую задушевность что музыка и зритель вдруг стали нерасторжимым целым, слились в единый возвышенный союз.
|