Рецензия на спектакль «Арлекин слуга двух господ».
Пикколо Театро ди Милано на XIV российский театральный фестиваль «Золотая маска» привез легендарный спектакль «Арлекин слуга двух господ», который представили московской публике на сцене Малого театра. Лучшие традиции итальянской театральной школы воплотил в себе шедевр Стрелера по комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ».
В постановке блестяще сочетаются комические импровизации, акробатические трюки, единый актерский ансамбль позволяют удерживать на протяжении всего спектакля внимание зрителей. В итоге получилась непередаваемая атмосфера итальянской театральной школы эпохи Возрождения, которая и стала отправной точкой развития мирового театрального искусства.
Своими корнями комедия в жанре дель арте уходит в карнавальное народное творчество, оттуда берут начало и маски, с изображением психологической характеристики героев. Маска своего рода визитная карточка такого театра, и носят ее исключительно персонажи комического плана. Причем актер выступает, всегда в одной и той же роли, и в одной маске, которая закрепляется за ним.
Сюжетная линия комедии повествует о конфликте между молодыми влюбленными людьми и стариками. Беатриче Распони и Флориндо Артеузи – первая влюбленная пара, и Панталоне Клариче и Ломбарди Сильвио – вторая. Сюжет закручен на череде обстоятельств и недоразумений, которые происходят на жизненном пути обеих пар, пересекаясь друг с другом. Причиной всему является, несомненно, любовь.
Первая премьерная постановка «Слуга двух господ» состоялась в 1947 году. Режиссер Джорж Стрелер сумел раскрыть смысл комедии дель арте, мастерски передав обстановку и состояние народа послевоенной Италии в сочетании с комедийным жанром.
Впервые известного героя Арлекина исполнил Марчелло Моретти, его приемником стал Феруччо Солери в 1963 году, который вот уже более 40 лет является исполнителем роли Арлекина. Его герой жизнерадостный, полный сил и энергии. В лоскутном пестром костюме, темной кожаной маске, Арлекин, а исполнении Солери, притягивает к себе внимание зрителей.
Эцио Фрижерио является основным сценографом спектакля. Сцена оформлена по принципу «театра в театре», со стилизацией под итальянский театр эпохи Ренессанса. На сцене установлен небольшой помост, на котором и происходит основное действо спектакля. Занавески позади помоста сигнализируют о смене места действия каждой картины.
Сначала это гостиница Бригеллы, затем дом Панталоне, и так далее. Ряд свечей перед помостом зажигается и гасится суфлером перед началом каждого акта. И лишь после финального монолога Арлекина, обращенного к зрителю, он сам гасит свечи, подводя тем самым итог спектаклю.
|