Рецензия на спектакль "Брат Иван Федорович".

 

В «Студии Театрального Искусства» идет спектакль "Брат Иван Федорович" по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в постановке Сергея Женовача. Вообще Женовач основал свой театр «Студию театрального искусства» на базе нескольких  дипломных работ своего курса. Он считает, что никто из современников еще ничего достойного не написал, и  ставит исключительно классиков. Но в тоже время он очень избирательно подходит к выбору материала, любит переосмысливать произведения, извлекает из них второстепенные истории, доказывая нам, что и они важны.

Так было со спектаклями, поставленными Женовачем еще в  Краснодарском молодежном любительском театре  -например,  «По поводу мокрого снега»  по второй части повести «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского;  или «Сын красавицы Пилы» по четырем главам романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова; а так же «Записки одного лица» по рассказам «Бобок» и «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского. Ну и «Мальчики», который он поставил в Театре ГИТИСа (РАТИ)  по 9 главам «Братьев Карамазовых».

Исключением не стал и "Брат Иван Федорович" – это  одиннадцатая книга из четвертой части романа "Братья Карамазовы" — в спектакле показываются несколько часов перед судом над предполагаемым убийцей Федора Павловича Карамазова. То самое время, когда задаются вопросы, на которые нет ответов. Сценограф Александр Боровский любовно выполнил оформление всего театра. И в этой постановке он узнается сразу – спектакль выполнен в стиле минимализма, в черно-серых тонах, одежда героев так же черная, лиц не видно, или видно вполоборота. 

Действие проходит на авансцене. На ней два ряда скамей, на одном сидят спиной к зрителю люди, они появляются, когда о них начинают говорить Алеша с Грушенькой, которые сидят во втором ряду. Все черное, даже листья пальмы в кадке отливают черным. И темнота. И за ней не рассмотреть, что там, на сцене. К чему каждый из героев обращает взор, и что он там видит.

Несмотря на название, в спектакле два главных героя -  в первой части это Алеша Карамазов, он исполняет роль исповедника, герои признаются ему в своих гадких помыслах и поступках. 

Во второй на первый план выходит Иван с основными сценами диалогов со Смердяковым и с чертом. Разговор за разговором, это и есть концепция спектакля. Никакой новой трактовки, зрители всего лишь прочитали часть романа по ролям. Причем прочитали не совсем так, как это было у Достоевского – стилистика слова была приближена к современной, что, возможно, и позволяло сблизить прошлое и настоящее.

Стоит заметить, что обычно Достоевского играют зрелые актеры, но у Женовича их возраст максимально приближен к возрасту героев романа. Однако это не всегда дает положительный эффект. Например, рассуждения Мити о женщинах, отдают пошлятиной и вызывают смех в зале.

И лишь в конце на сцене спектакля на сцене загорается яркий свет, и зритель видит зал суда, но все понимают, что это не скотопригоньевский суд,  а главный суд каждого, Страшный суд.

Рецензия на спектакль Брат Иван Федорович.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: