Рецензия на спектакль "Дуэль". Академичность или художественность?

Что же ставить на сцене МХТ им. Чехова, как не спектакль по пьесе этого величайшего русского писателя и драматурга? Этот театр позиционирует себя в качестве академического, хоть его руководитель, знаменитый актер современности, Олег Табаков, отвергает этот термин, считая его неприемлемым для театрального искусства. С одной стороны это так. Но давайте разберемся, много ли современных театров занимаются постановкой серьезных классических произведений, не поддаваясь требованиям потребительского общества? Вряд ли у вас получится насчитать большое количество. МХТ им.Чехова — это, прежде всего русская театральная традиция, сложившаяся в течение многих лет.

И поэтому немудрено, что очередной спектакль, поставленный на его сцене, является воплощением этих традиций. Речь идет о спектакле "Дуэль", основанном на одноименной пьесе Антона Павловича Чехова. Сделав небольшой экскурс в историю, хотелось бы немного подробнее рассмотреть сам процесс создания повести.Чехов принялся за ее написание в 1891 году после поездки на остров Сахалин. Но само действие происходит вовсе не на Дальнем Востоке, а на Черноморском побережье, в небольшом кавказском городке. Одной из главных сюжетных линий произведения является конфликт Ивана Лаевского с педантичным и жестким по натуре зоологом немецкого происхождения фон Кореном.

Это если рассматривать поверхностно. На самом деле, на протяжении всей повести "Дуэль" происходит внутренний конфликт Лаевского с самим собой. Этому способствует и скучное, невыразительное течение жизни в курортном городке, и его побег с замужней женщиной Надеждой Федоровной, отношения с которой давно уже зашли в тупик. Она давно стала для него обузой, и герой, который сравнивает себя с Евгением Онегиным, мечтает вновь сбежать от нее в Петербург, чтобы вновь начать жить в свое удовольствие. И даже сам факт дуэли с фон Кореном вызывает у Лаевского глубокие душевные переживания, что в итоге он отказывается убивать зоолога. И это едва не стоит ему жизни.

В роли режиссера-постановщика выступил тезка драматурга — Антон Яковлев. "Дуэль" — это вторая постановка режиссера на сцене этого театра. Дебютом была "Крейцерова соната" по произведению Л.Н. Толстого. Что же — А. Яковлева можно поздравить с успешным стартом в МХТ, так как обе постановки заслужили массу лестных отзывов от театральных критиков и благодарных зрителей. Режиссер не стал поддаваться веяниям современности и демонстрировать вольное прочтение классики, как это нынче модно. Да и зачем? Произведения Чехова настолько самодостаточны, что любая чрезмерная импровизация в постановке только смажет всю картину. Это как хороший кофе, большое количество специй и сахара в котором только испортит весь вкус.

А. Яковлев с огромной тщательностью выдержал всю стилистику и требования, которые необходимы для качественной академической, но, в то же время, художественной постановки. Но нельзя сказать, что в ней не присутствует какой-то особый и неповторимый режиссерский почерк. Тот, кто ходил на предыдущий спектакль — "Крейцерову сонату" — и посетил премьеру "Дуэли", не смог не отметить для себя некоторую схожесть спектаклей. Кто-то может это списать на схожесть литературных произведений по стилю, настроению. Но в случае со спектаклями прослеживается именно твердая режиссерская рука, которая присутствует в постановке именно настолько, насколько необходимо.

Чеховский дух ощущается в каждой детали постановки: в подборе актеров, в декорациях ну и конечно же — в самой игре. Яркие образы переданы с максимальной точностью. И во многом это заслуга талантливых актеров МХТ им. Чехова. Главные роли в спектакле исполнили Александр Усов (Иван Лаевский), Дмитрий Назаров (доктор Самойленко — друг Лаевского) и Евгений Миллер (фон Корен). Запомнился зрителям и созданный Валерием Трошиным образ дьякона Победова — одного из ключевых персонажей "Дуэли". В сумме этот актерский квартет и стал залогом той мощной подачи, которая привела актерскую труппу МХТ во главе с режиссером А. Яковлевым к несомненному успеху.

Рецензия на спектакль Дуэль. Академичность или художественность
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: