Рецензия на спектакль «Горбунов и Горчаков». Противостояние.                         

Спектакль «Горбунов и Горчаков», поставленный режиссером театра «Современник» Евгением Каменьковичем — это смелая постановка поэмы Иосифа Бродского, многоречивой поэмы, в которой нет прозрачности, ясности смысла. Главных героев поэмы, находящихся в стенах психиатрической больницы, можно сравнить и с Моцартом и Сальери, как пример дружбы и предательства, и с библейским сюжетом предательства Христа Иудой. В спектакле Каменьковича нет категоричности, он не навязывает зрителю какое-то свое видение, каждый видит здесь что-то свое.

Весь спектакль построен на диалогах и монологах двух друзей, в нем нет авторских отступлений и ремарок. Белые стены психушки, решетки на окнах, железные койки, манекены людей, изображающие соседей по палате — монотонный пейзаж навевает тоску. Актеры, сохраняющие отстраненные интонации, практически полное отсутствие музыки, кроме одного простого мотива — все это создает атмосферу спектакля. Единственный персонаж, нарушающий спокойствие этого отстраненного мира — медсестра, которую играет Елена Плаксина, и ее гротескный формат.

Горчаков, которого играет Артур Смольянинов, грубоватый, простой, излишне надоедливый весельчак, итогом простоты которого станет предательство и убийство друга. Никита Ефремов, в роли Горбунова, меланхоличного, сломленного человека, больше похожего на тень, символизирующего загубленные надежды, крах любви, потерю внутренней свободы. Один единственный раз он проявляет эмоции и бьется о стену, и опять «засыпает». Горчаков и Горбунов — как две половины души, темная и светлая.

Но Горчаков лишь притворяется добродушным другом, его цель — выведать и доложить врачу тайны, которые есть у Горбунова, по сути он предатель, одевший маску весельчака. За это предательство Горчакову обещано выпустить его из больницы к Пасхе. Второстепенные персонажи, такие как Медсестра, полусумасшедший Врач, которого исполняет Андрей Аверьянов, сосед по палате Мицкевич, и другие, подчеркивают отстраненность главных героев от жизни больницы, и от жизни вообще.

В финале спектакля Горчаков убивает своего друга, убивает зверски, забив его ногами. И тут же, взяв его за руку, тихо воет над ним. Фразой «Ну, что тебе приснилось, Горбунов?» начинается и заканчивается спектакль. Так кто же он, этот Горчаков? У каждого зрителя будет свой ответ на этот вопрос.

Рецензия на спектакль «Горбунов и Горчаков». Противостояние.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: