Рецензия на спектакль «История солдата». Новая жизнь старой сказки. Черт и солдат на новый лад.
Спектакль «История солдата», написанный композитором Игорем Стравинским в 1918 году, был основан на мотивах русских сказок А.Н.Афанасьева, и изначально содержал волшебный сюжет о встрече беглого солдата и черта, и последующей сделке между ними. Но в 2011 году проектом «Платформа», объединившим в себе несколько направлений современного искусства — театр, музыку, танец и медиа, возглавляемым режиссером Кириллом Серебренниковым, этот спектакль был поставлен в новом, современном звучании.
Текст этого спектакля был переписан заново, теперь в нем говорится о настоящей войне и солдатах, он включает в себя монологи на основе воспоминаний солдат, участвовавших в боевых действиях — воспоминаний страшных, жестоких, полных боли, разбавленных лирическими отступлениями, воспоминаниями собирательного героя о детстве. Монологи созданы с помощью техники вербатим, то есть, это не литературно обработанный текст, а документальный, созданный на дословных высказываниях реальных солдат.
Соответственно, была переписана и музыка, которую написал композитор Алексей Сысоев. Партитура для ударных установок дополнилась элементами электронной музыки, а также музыки, создаваемой при помощи неожиданных предметов, например, свист пуль имитируется с помощью мягких шлангов. Хореография, поставленная израильтянином Гаем Вайцманом, изменилась, как и количество действующих лиц, их теперь пятеро, в отличие от классической постановки — два Солдата, две принцессы (одна из них двойник-Чертовка) и Черт. Многогранная актриса, Виктория Исакова, не только читает текст от первого лица, но и участвует в танцевальных эпизодах.
Переодеваясь по ходу пьесы из солдатских галифе в пышную одежду Принцессы, баюкает спящих солдат, читает монолог, сидя на шее настоящего солдата. Монологи сменяют танцевальные безповествовательные эпизоды спектакля, резкие, преувеличенно подчеркнутые позы, падения, изломы корпуса дают простор воображению, в которых каждый может увидеть свою борьбу, может быть и такую же как у Солдата Стравинского — борьбу между моралью и жаждой богатства. Создаваемый резкий контраст между хореографией и текстом, основанным на высказываниях солдат, с описанием разорванных человеческих тел, с ненормативной лексикой в смеси с лирическими воспоминаниями детства, никого не сможет оставить равнодушным.
|