Рецензия на спектакль «Эоннагата». Метаморфозы Робера Лепажа.

 

Истории с переодеваниями мужчин в женское платье всегда или смешны, или трагичны. Только где она грань между комедией и трагедией? На этот животрепещущий вопрос попытался ответить Робер Лепаж в своем спектакле «Эоннагата». Само название постановки уже предопределяет действо, где имя главного героя (Эон) сливается с японским «оннагата» (актер, играющий женщин). «Эоннагата» - история подлинная. В самом деле, в XVIII веке жил во Франции такой шевалье д'Эон. И его заслали в тыл врага – Россию времен императрицы Елизаветы Петровны. Бравый шевалье придумал гениальный план внедрения в светское императорское общество: переоделся в женщину, был принят ко двору, стал фрейлиной.

В общем, миссию выполнил блестяще! Затем д'Эон вернулся во Францию, побыл некоторое время мужчиной и успел повоевать, но, через некоторое время снова был отправлен на шпионское задание. Теперь уже в Лондон, где не только повторил свое перевоплощение в женщину, но и доказал свою причастность к слабому полу в судебном порядке. Дальнейшая судьба шевалье классическая для нравов того времени…Став жертвой интриг при французском дворе, д'Эон бежал в Англию, где окончил свои дни выступая в цирке.

Смерть шевалье расставила все точки над его полом: тело осматривали и вскрывали патологоанатомы, а заключение о том, что д'Эон все-таки мужчина было обнародовано. Но, конечно, не гендерный тип и тем более не внешние половые признаки являются ключевым действием в постановке Лепажа. Маэстро Робера интересуют именно метаморфозы одного человека в двух разных. На этом и построен весь спектакль! Огромный плюс «Эоннагаты» в том, что режиссер не зациклился на одном актере, а ввел в действие трех разных.

Так, молодого мужественного д'Эона играет англичанин Рассел Малифант. Женское начало шевалье танцует французская балерина Сильви Гиллем, а старого дряхлого мужчину в капоре и юбке канадец Лепаж оставил себе. Смешение актерского состава из разных стран не единственное в «Эоннагате». Здесь Бах-отец и Бах-сын перемежаются японскими барабанами, а европейские костюмы XVIII века с кимоно. Балерина разговаривает не только языком движений, а и декламирует.

Хореограф Малифант поет, а режиссер-постановщик скользит по сцене в танце. Это - метаморфозы, которыми проникнуты все полтора часа гениального действия. Говорят, что Лепаж для «Эоннагаты» изнурял себя диетами и похудел на 20 килограмм, что бы смотреться на сцене гармонично рядом с Гиллем и Малифантом. Возможно. А возможно это просто очередная метаморфоза маэстро.

Рецензия на спектакль «Эоннагата». Метаморфозы Робера Лепажа.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: