Рецензия на спектакль «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня». Обреченная любовь.

«Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня» - именами героинь «Темных аллей» И. Бунина назван спектакль Д. Крымова. Рассказы «Темные аллеи» объединяет тема – обреченная любовь. Сумел ли идеальную прозу, глубокую достоверность переживаний героев раскрыть режиссер? В спектакле нет четного звучания авторской сильной прозы – только фрагменты, отрывки, подчас невнятность. Крымовская режиссура – это ассоциации, символы, метафоры. Это его жанр – и смотреть его можно. И есть любовь – значит, есть Бунин.

Женщины – куклы в подарочных коробках. Каждая подарок для мужчины. Они появляются из них, чтобы не остаться ненужной игрушкой, а быть любимой. В первой коробке куклу (М. Смольникова) безжалостно распилили на две части. Какая часть важнее для мужчины: та, где душа и чувства, или – просто тело? Красивая кукла смотрит черными очами, не испытывая ни боли, ни стыда. Все это раннее растоптано, осталась месть, а далее пустота.

Семнадцатилетняя проститутка Поля (Анна Синякина), девочка с Тверской, пискнувшая из своей коробки: «А не хочете компанию составить?» Автор через годы помнит встречу с ней в московской гостинице. Она в нижнем белье, в белых чулочках, уснувшая как-то по-детски на гостиничной подушке, перевидавшей многое и многих. И вдруг – за спиной два ангельских крылышка. Мгновенно ушло прошлое, будущему не быть, а есть только «сейчас».

Обладательница еще одной коробки – рыжая, пылкая чертовка Таня (Варвара Назарова), вырвавшись из заточения и стремительно прокатившись по чужим мужским коленям, окажется, наконец, рядом с возлюбленным. Насытившись любовью, уснет. И ее, сонную, с окровавленной головой, безжалостные руки запихнут в коробку, ставшую гробом. Это лишь несколько эпизодов из жизни бунинских героинь.

У Крымова – это полукуклы, одушевленные, наделенные именами, одеждами, чувствами, ограниченные в пространстве. Кто же вправе распоряжаться ими, превращая в неодушевленные предметы? Вот они – семеро, так называемых, мужчин. Безымянные, часто бездушные. Они хорошо знают составляющие женщины: она – из ножек в ажурных чулочках, двигающихся под звуки знойных танго, она – из безумных рыданий и покорности, она – из посланий и фотокарточек, хранящихся, как реликвии, она – из страстной, может быть, единственной в ее жизни ночи, она, легко обманутая, - из темных аллей опустевшего сада.

Эти семеро здесь, чтобы исполнить предсмертную волю Кати, Сони и прочих и помочь им уйти, навсегда оставаясь красивыми и молодыми. Женщина-жертва, мужчина-погубитель – эту жизненную формулу в своих «Темных аллеях» вывел Бунин. И сыграть роль этого большого автора Крымов доверил В. Гаркалину, сильному сценическому актеру и человеку с личной драмой. Ему не судьба вернуться в милую сердцу Россию, он ждал перемен. Но тщетно. Теперь Франция – и любовь к ней, той, его России, как опиум, как нектар, не имеющий аналогов. И тени женщин, как наваждение, и мгновения, когда любил и был любим.

Каждому актеру в спектакле даны пятнадцать минут. Но каких! Трагические, ностальгические ноты Бунина, с подачи режиссера и его команды (художника М. Тригуовой, мастера по свету Д. Исмаилова, цирковых фокусников), наполнены кипением, страстью, комизмом, каким-то своим толкованием. Но без фальши, в унисон прозвучала самая главная бунинская нота: как писатель, как мужчина, он навсегда потерял ту, которая носит имя Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня… Россия.

Рецензия на спектакль «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня». Обреченная любовь.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: