Рецензия на спектакль «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня». Обреченная любовь.
«Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня» - именами героинь «Темных аллей» И. Бунина назван спектакль Д. Крымова. Рассказы «Темные аллеи» объединяет тема – обреченная любовь. Сумел ли идеальную прозу, глубокую достоверность переживаний героев раскрыть режиссер? В спектакле нет четного звучания авторской сильной прозы – только фрагменты, отрывки, подчас невнятность. Крымовская режиссура – это ассоциации, символы, метафоры. Это его жанр – и смотреть его можно. И есть любовь – значит, есть Бунин.
Женщины – куклы в подарочных коробках. Каждая подарок для мужчины. Они появляются из них, чтобы не остаться ненужной игрушкой, а быть любимой. В первой коробке куклу (М. Смольникова) безжалостно распилили на две части. Какая часть важнее для мужчины: та, где душа и чувства, или – просто тело? Красивая кукла смотрит черными очами, не испытывая ни боли, ни стыда. Все это раннее растоптано, осталась месть, а далее пустота.
Семнадцатилетняя проститутка Поля (Анна Синякина), девочка с Тверской, пискнувшая из своей коробки: «А не хочете компанию составить?» Автор через годы помнит встречу с ней в московской гостинице. Она в нижнем белье, в белых чулочках, уснувшая как-то по-детски на гостиничной подушке, перевидавшей многое и многих. И вдруг – за спиной два ангельских крылышка. Мгновенно ушло прошлое, будущему не быть, а есть только «сейчас».
Обладательница еще одной коробки – рыжая, пылкая чертовка Таня (Варвара Назарова), вырвавшись из заточения и стремительно прокатившись по чужим мужским коленям, окажется, наконец, рядом с возлюбленным. Насытившись любовью, уснет. И ее, сонную, с окровавленной головой, безжалостные руки запихнут в коробку, ставшую гробом. Это лишь несколько эпизодов из жизни бунинских героинь.
У Крымова – это полукуклы, одушевленные, наделенные именами, одеждами, чувствами, ограниченные в пространстве. Кто же вправе распоряжаться ими, превращая в неодушевленные предметы? Вот они – семеро, так называемых, мужчин. Безымянные, часто бездушные. Они хорошо знают составляющие женщины: она – из ножек в ажурных чулочках, двигающихся под звуки знойных танго, она – из безумных рыданий и покорности, она – из посланий и фотокарточек, хранящихся, как реликвии, она – из страстной, может быть, единственной в ее жизни ночи, она, легко обманутая, - из темных аллей опустевшего сада.
Эти семеро здесь, чтобы исполнить предсмертную волю Кати, Сони и прочих и помочь им уйти, навсегда оставаясь красивыми и молодыми. Женщина-жертва, мужчина-погубитель – эту жизненную формулу в своих «Темных аллеях» вывел Бунин. И сыграть роль этого большого автора Крымов доверил В. Гаркалину, сильному сценическому актеру и человеку с личной драмой. Ему не судьба вернуться в милую сердцу Россию, он ждал перемен. Но тщетно. Теперь Франция – и любовь к ней, той, его России, как опиум, как нектар, не имеющий аналогов. И тени женщин, как наваждение, и мгновения, когда любил и был любим.
Каждому актеру в спектакле даны пятнадцать минут. Но каких! Трагические, ностальгические ноты Бунина, с подачи режиссера и его команды (художника М. Тригуовой, мастера по свету Д. Исмаилова, цирковых фокусников), наполнены кипением, страстью, комизмом, каким-то своим толкованием. Но без фальши, в унисон прозвучала самая главная бунинская нота: как писатель, как мужчина, он навсегда потерял ту, которая носит имя Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня… Россия.
|