Рецензия на спектакль «Константин Райкин. Вечер с Достоевским». Очищение души.                                                 

Премьера спектакля «Константин Райкин. Вечер с Достоевским», созданного по повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» режиссера Валерия Фокина, прошла в «Современнике». Больше тридцати лет назад этот тандем  актера и режиссера уже создавали спектакль по «Запискам», в котором Райкин сыграл одну из своих первых крупных ролей. Теперь ему за шестьдесят, и хоть говорят, что нельзя в одну реку войти дважды, Константин Райкин и Валерий Фокин сделали это снова. И блистательно!

Спектакль условно можно разделить на две части. Первая часть начинается тем, что Актер выходит на сцену в современном костюме, с улыбкой и томиком Достоевского. Открывает книгу и читает: «Я человек больной... Я злой человек. Непривлекательный я человек...» Просит кресло, столик, вазочку для цветов, микрофон, на несколько секунд исчезает, и  перед зрителем уже Персонаж, названный в спектакле Подпольный. Актер пробует свою роль на вкус, как будто пытаясь подобрать нужный тон, гримасничает, вскакивает на стулья, бросает реплики в зрительный зал.

Потом будто находит нужный тон, и начинается неторопливый монолог, который раскручивается как пружина, становясь стремительнее, иногда превращаясь в скороговорку, Подпольный мечется по сцене, то громко кричит в микрофон, то вкрадчиво что-то доносит до зрителя, будто шепча на ухо. Подпольный страшно одинок. Он ненавидит людей, все человечество, презирает, и все же пытается оправдать, зло иронизирует над человеческими чувствами — любовью, обидой. Во второй части он переживает свою личную драму, испытывает муки совести за молодую, наивную проститутку Лизу, которую когда-то оскорбил, пытаясь показать себя выше ее, испытывает отвращение к себе.

С болью идет вереница воспоминаний о разговоре с Лизой, о ее приходе, и переживаний за обиду, которую он нанес доверчивому существу. Лизы здесь нет, внешний мир - лишь проекция теней на стене. Страницы его жизни мелькают в монологе как осенние листья на ветру, показывая все грани человеческого страдания, которое очищает душу и дает почувствовать себя Человеком, но прежде чем очиститься, нужно сначала спуститься на самое дно своей души, и не испугавшись тамошних теней, подняться наверх...Игра Райкина настолько захватывает зрителя, что создается эффект полного присутствия там, в подвале, наедине с корчащимся от душевной боли Подпольным. Это бенефис актера, который совсем один силой свого таланта приковывает к себе взгляд и вздох каждого зрителя.

Рецензия на спектакль «Константин Райкин. Вечер с Достоевским». Очищение души.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: