Рецензия на спектакль «Прощальные гастроли». Четверо и один.

Первой премьерой юбилейного сезона стал спектакль «Прощальные гастроли» Олега Форостенко, поставленный на сцене легендарного театра им. Вахтангова.  В основе спектакля лежит произведение прекрасного драматурга советских времен Юлиу Эдлиса. Сюжет как таковой отсутствует, зато в наличии четыре героини и их глубокие монологи-диалоги. Следствием является отсутствие какой-либо оригинальной режиссуры, неожиданных декораций и выдающегося концепта.

Поставлена была задача раскрыть характеры главных героинь, показать женскую сущность через увеличительной стекло, предоставить возможность зрителям проникнуться чужой судьбой. Вернее, судьбами. В поезде, идущем в Москву, одновременно оказались четыре актрисы-провинциалки. Одно общее купе, но четыре разных судьбы.  Разными оказываются возраста, типажи, актерские амплуа, уходящие на второй план после того, как оказывается, что все четверо влюблены в одного мужчину, театрального режиссера.

Две из них оказываются бывшими женами, третья – нынешняя жена, а четвертая  - вечная и несбывшаяся любовь. Закономерным в этом обществе будет и сведение старых счетов, и выяснение отношений, разговоры о жизни и зависть к личным и актерским удачам. Со всеми этими ситуациями вахтанговские актрисы справляются мастерски и с блеском. Удается им и сыграть взаимное прощение и нарастающее чувство симпатии.Важно отметить, что героини выглядят слегка нелепо и где-то наивно.

Зрителя не хотят ни развлекать, ни шокировать, потому что «старомодность» пьесы считается очевидным фактом. За театральным фасадом угадывается замысел режиссера показать реальные судьбы, «задворки» души, а не театральное закулисье. Щипалина со своей детской наивностью, Рудакова – простоватая, но с природным обаянием, нагловатая Донцова, мудрая Гаранина – в спектакле присутствуют все яркие женские типажи, далекие от формальных схем.

Искренние интонации, правдоподобные образы, пережитые трагедии  закономерно вызывают сострадание. Которое, кстати, абсолютно не связано с тоской по несуществующей стране и ее проблемам (главного героя - талантливого и смелого режиссера – когда-то напугали расправой, и он был вынужден уехать на периферию). В финале спектакля кумир всех женщин умирает от инфаркта, и героини в итоге уезжают в  совершенно другую жизнь, где никогда не будет второй такой же большой любви.

Рецензия на спектакль «Прощальные гастроли». Четверо и один
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: