Рецензия на спектакль "Рок-н-ролл"  Стоппарда в Молодежном театре. Рок-н-ролл без души.

В РАМТе Адольф Шапиро поставил спектакль по пьесе, посвященной «Plastic People of the Universe», чехословацкой группе рок-музыкантов. Вообще, Шапиро славится интерпретацией классики. Однако  в последнее время в его постановках сквозит тема современности, общение со зрителем на языке сегодняшнего времени. Поэтому и родилась идея создать спектакль  по  пьесе Стоппарда о рок-н-ролле, полной автобиографических мотивов.

В «Рок-н-ролле» действие происходит в Кембридже и Праге, в период с 1968 по 1991 год. Пьеса полна размышлений автора о собственной жизни, политике, о продвижении рок-н-ролла, об идеализме, свободе.  Безусловная находка спектакля Шапиро – сценография. Сцену покрывает железный занавес, многоярусная громоздкая конструкция, которая зависает в воздухе,  не касаясь сцены.

Стены занавеса покрыты ржавчиной, с множеством маленьких комнат, которые соединены лестницами и проходами. Декорации проводят параллель к жизни советских и чешских диссидентов, которые были вынуждены жить в подполье во времена застоя. Сценограф Шишкин в своих декорациях сложил воедино конфликты существования, свободу и неволю, которые были во времена тоталитарного общества.

Между эпизодами происходит превращение стены в экран, там показывается множество изображений, которыми заполняется все пространство стены. Видеоряд повествует об играющих на концертах длинноволосых рок-музыкантах, люди с плакатами, бросающиеся на полицейских, и падающие на асфальт под натиском правозащитников. Аккомпанемент изображениям составляют композиции Rolling Stones, Plastic People.

Все эти эпизоды навевают мысли о запредельной свободе, безбашенности, да так сильно, что когда на сцену выходят актеры, от их вида становится скучно и сонливо. Но вместо ожидаемой драматической истории выходит ностальгия о счастливом прошлом, лишая весь сюжет содержания. Актеры играют свои роли с непременными улыбками на лицах, благостными голосами читают текст, что становится очевидным вся несерьезность постановки.

Данная эстетика сама по себе хороша, но никак не относится к Праге 1968 года и рок-культуре. Адольф Шапиро, высказываясь о своем отношении к року, признается – ему чужды и непонятны эти ритмы, хотя вполне очевидно, что все-таки это – искусство. Режиссер, который видит  материал с позиции наблюдателя, не может произвести настоящий фурор. Ведь для постановки спектакля о рок-н-ролле, его нужно чувствовать, им нужно жить и дышать.

Рецензия на спектакль Рок-н-ролл  Стоппарда в Молодежном театре
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: