Рецензия на спектакль «Три сестры». Старая драма — вечные ценности.
Спектакль «Три сестры», поставленный на сцене театра-студии «Небольшой драматический театр» (НДТ) режиссером Львом Эренбургом, получился оригинальной постановкой, отличающейся от сотен других постановок всем известной пьесы А.П.Чехова. Перед режиссером, ставящим знаменитое, много раз исполняемое произведение, стоит трудная задача — внести в него что-то свое, новое, уникальное, удивить зрителей. Льву Эренбургу это удалось. Несмотря на то, что пьеса называется «Три сестры», режиссер немало времени уделяет и брату, Андрею Прозорову, которого играет актер Даниил Шигапов, и его личной драме, детально проработав его образ картежника и обжоры. Упор в спектакле делается не на том, чтобы показать, как люди дошли до жизни такой, а на том, что уже произошло.
Кто-то пьет водку, кто-то играет в карты, кто-то мечтает о любви, кто-то ни о чем не мечтает. Задача режиссера максимально оголить эти болезненные процессы, в полной мере показать несчастные характеры. Даже образы, созданные в этом спектакле, отличаются от привычных: старшая сестра Ольга (актриса Татьяна Рябоконь), усталая, взвалившая на себя всю домашнюю работу, еще не старая женщина, полюбив Вершина и став соперницей сестре, бездействует. Средняя, Маша (актриса Ольга Альбанова), скучающая, пьющая, веселая, не нашедшая счастья в браке женщина, а ее муж, учитель гимназии Кулыгин (Сергей Уманов), признается в любви Ольге, сам не понимая, зачем ему это нужно. С чувствами к Маше борется Вершин (Константин Шелестун), и чувство тоски заливает водкой. Младшая Ирина (Мария Семенова) хромоножка, которая пытается бороться за свое существование и рвется в Москву.
Ощущение безысходности пронизывает всю пьесу, показывая по сути «больных» людей, которые страдают просто так, не прилагая никаких усилий, чтобы изменить свою жизнь. Барон Тузенбах (Кирилл Семин) и штабс-капитан Соленый (актер Вадим Сквирский) влюблены в Ирину, хотя скорее они так думают, что влюблены, на самом деле любви и нет, все от скуки, от тоски, неустроенности жизни. Смерть Тузенбаха в финальной дуэли с Соленым ни в ком не вызывает шока, даже у несостоявшейся невесты, Ирины, которая говорит «я знала», потому что никто из героев ничего хорошего в этой жизни не ждет. За всем этим беспристрастно наблюдает доктор Чебутыкин (Евгений Карпов), ничему уже не удивляясь и не пытаясь влиять на ситуацию.
Несмотря на простые декорации, обстановку (действие происходит в одной комнате), весь реквизит спектакля настоящий — герои кушают настоящие огурцы, моют руки настоящей водой, даже в горшках с цветами настоящая земля, что показывает контраст между ненастоящими, надуманными чувствами героев. Своей постановкой Эренбург связывает проблемы, стоящие перед героями пьесы с современным миром, несмотря на разницу во времени, современные люди также страдают от умения мечтать и неумения воплощать свои мечты в жизнь. Все страдания, которые испытывают герои, актуальны и сейчас, от них никуда не деться. Тоска по любви, нелюбимая работа, скука, обман, и у Эренбурга все это показано ярко, жестко, выпукло.
|